Пятидневка: предварительный отчет

Сургут • Разделы    → Школьники

Спешу поделиться последними новостями со всеми, кто так или иначе следит и участвует в инициированной нами кампании за снижение нагрузки на сургутских школьников и введение пятидневной системы обучения. Новости я расцениваю как обнадеживающие.

Директор департамента образования администрации Сургута Татьяна Османкина в первый же день выхода из отпуска позвонила и предложила встретиться для обсуждения проблемы. Разговор длился два часа с Т.Н. Османкиной и ее заместителем А.Н. Томазовой. (Накануне мы также очень содержательно поговорили с Анной Николаевной.). Смысла пересказывать содержание нашей длинной встречи нет, но если передать интонацию – то это был нормальный диалог без какой-либо канцелярской лексики. Напротив, мы откровенно обсудили проблемы учебного процесса в сургутских школах, уверяю, что порой реакция моих собеседниц была очень человеческая и искренняя.

Если сразу с конца, то главное: руководство департамента за пятидневку, причем во всех классах и во всех типах учебных заведений.

Я не могу сказать, что оно категорически за, но если взять шкалу с отметками «категорически против», «в целом не против», «все равно», «в целом за», «категорически за», то позиция департамента – «в целом за». В подтверждение могу сказать, что при мне Т.Н. Османкина и А.Н. Томазова обсуждали технологию и сроки перехода сургутских учебных заведений на пятидневку, рассматривая вторую четверть или второе полугодие уже текущего учебного года.

Остановились на втором полугодии, так как учебные планы составляются именно на полугодия и организационно проще совместить их принятие с введением пятидневной системы.

При этом суббота рассматривается как день факультативных, платных и бесплатных дополнительных занятий, кружковой и досуговой деятельности (о чем, собственно, мы и писали). Департамент за то, чтобы школы относились дифференцированно к ученикам, получающим дополнительное развитие в иных местах допобразования, то есть нагрузка на таких детей не должна быть такой же, как на тех, кто не посещает сторонних кружков и секций.

Второе.
Департамент за то, чтобы отменить домашние задания на выходные (то есть сейчас – на субботу и на понедельник, впоследствии, при пятидневке, – с пятницы на понедельник) во всех классах.
Я предложил полностью отменить домашние задания в старших классах (9-11), поскольку ученики интенсивно готовятся к ЕГЭ и в любом случае имеют дополнительную внешкольную и репетиторскую нагрузку. Идея воспринята нормально, не в смысле «Я вас услышал», а нормально, по-рабочему, без экстаза, но и без отторжения. Думаю, если родители аргументировано адресуют ее администрациям своих школ, департамент окажет поддержку.

Третье.
Департамент в целом не против отмены отрицательных оценок в начальной школе и освобождения ее учеников от домашних заданий,
вопрос – в технологии преподавания. Есть удачный опыт некоторых школ, который будет «рекомендован» для применения остальным учебным заведениям.

Наконец. Родителям важно понять, что закон позволяет каждому учебному заведению самостоятельно определять форму обучения. Поэтому, когда пойдут школьные родительские собрания (как я понимаю, директива их провести уже поступила), мы, родители, должны:

во-первых, выдвинуть не молчаливых и «назначенных» администрациями школ лоялистов, а тех, кто готов твердо отстаивать введение пятидневки и снижение нагрузки на наших детей, поэтому – надо проявить инициативу и ответственность уже на этапе классных родительских собраний;

во-вторых, выступить и проголосовать за пятидневную систему обучения на школьном собрании, как бы администрации школ ни пугали ее последствиями (а пугать будут, вот увидите. Главная «пугалка» – от уменьшения учебных дней сама программа не уменьшается, соответственно, нагрузка на учеников якобы вырастет. Почему это не совсем так и как снизить нагрузку – см. выше в этой же заметке).

Общий мой вывод от встречи с Т.Н. Османкиной и А.Н. Томазовой: пятидневку они введут.

Потому, что общественное мнение за пятидневку; потому, что это тренд в российских регионах; потому, что это прямо позволяет законодательство (что для чиновников принципиально); потому, что решать проблему чрезмерной и часто бессмысленной загруженности школьников и их учителей требует элементарное здравомыслие, продемонстрированное моими собеседницами; потому, что это огромная помощь учителям, задыхающимся без выходных, работающим на износ, измученным непрерывными экспериментами своих администраций и стремительно теряющим мотивацию к настоящему педагогическому творчеству.

Тарас Самборский (СИА-ПРЕСС)

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 24.10.2014