Не проморгать гения. Детская одарённость: ключ к успешности или проклятье?

Сургут • Разделы    → ПсихологияВоспитаниеРазвитие, методики

Вырастить в семье вундеркинда стало для многих современных родителей главной целью жизни. Реализоваться через чадо, заставить его преуспеть в областях, в которых ты сам когда­то потерпел фиаско, – заманчивая перспектива. Для этого детей загружают самыми разными кружками – от шахмат до рисования. Однако, только ли благо для ребенка такие усиленные занятия? В вопросах детской гениальности мы попытались разобраться вместе с педагогом­психологом Центра диагностики и консультирования Дарьей Кайль.

В погоне за вундеркиндом
Первый зуб, первый шаг, первое слово – особые предметы гордости каждого родителя. Однако эти детские «показатели» волей­неволей сравнивают с «рекордами» чужих отпрысков, статьями из Всемирной паутины типа «что должен уметь ваш малыш к такому­то возрасту» и поучительными воспоминаниями старших родственников обо всех младенцах, рождавшихся в семье со времен царя Гороха.
С одной стороны, родители начинают нервничать, если соседский Мишенька начал читать в два года, а родной сорванец в этом возрасте едва ли произносит десяток слов. С другой – если собственный ребенок проявляет даже небольшие способности в какой­то сфере, родственники тут же записывают его в вундеркинды.
Результат при этом один – родители считают: чем больше у ребенка репетиторов, гувернанток, нянь и секций, тем лучше. Они заставляют своих детей заниматься всем подряд.
– При этом взрослые забывают, что от этого страдает эмоционально­волевая сфера ребенка, – считает Дарья Кайль.
Каждый маленький человек – яркая индивидуальность, начиная с момента рождения: один ребенок спит, другой – не спит, один ест десять раз в день, другой – четыре, один начинает говорить и ползать с шести месяцев, другой – с полутора лет. Поэтому само понятие детской одаренности как таковой относительно, считает психолог.

Только без фанатизма!
– Зачем вкладывать в каждого малыша особые ресурсы? Они в нем уже есть. При любом раскладе у ребенка будет хорошая база. В него уже мать­природа заложила многое – гены; то, что его мама девять месяцев беременности слышала, видела, нюхала, читала. Наша задача – это в ребенке развить, – уверена Дарья. –

Молодцы те родители, которые это понимают и делают все,
чтобы помочь ребенку быть более успешным.

Те же дети, индивидуальные особенности которых взрослыми не учитываются, перегружены. А перегруз неизбежно ведет к нарушению мозговой деятельности.
– Психологи и неврологи, разумеется, в такой ситуации без работы не останутся, – грустно улыбается Дарья Кайль. И продолжает: – Даже если вы с ребенком просто гуляете по улице, разговариваете о пробегающих мимо белках и говорите о том, какие вокруг прекрасные сосны и ели, это уже фундамент для того, чтобы он читал, писал и анализировал. В то же время, если вы нанимаете 33 репетитора и они долбят одну и ту же букву годами, а ребенок ничего не понимает, – это не говорит о том, что малыш не одарен. Просто родители делают акцент не на том, на чем бы стоило его сделать.

Как не просмотреть талант
Задача родителя – выявить наклонности ребенка. Для этого нужно пробовать разные виды деятельности, и искать можно начинать уже с двух­трех лет. Задача семьи – рассмотреть, понять и принять ту или иную одаренность, помочь ребенку это развить, чтобы он был гармоничен в обществе. Если же, по мнению родителей, ребенок недостаточно хорошо рисует или поет, его можно отдать в художественную школу или на курсы вокала, чтобы доразвить эти способности. Но только если сам ребенок не против.
Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его «кровиночка» был совершенно особенным. Но стоит ли ради этого нагружать ребенка занятиями и ломать психику завышенными ожиданиями? Психологи убеждены: ребенок, с которым мама и папа проводят много времени – играют, гуляют, читают с ним и, самое главное, любят его огромной, безусловной любовью, – сам покажет, что ему интересно и к чему имеет склонность. Важно не пропустить этот момент. А уж вырастет ли из малыша великий композитор или музыкант­любитель – не так важно. Главное, чтобы человек получился хороший.

Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования Дарья КАЙЛЬ:
– Все стадии развития нужно проходить постепенно. Некоторые мамы хвастаются: «Мы сразу пошли». Как? «А вот встали и пошли». Пропустив стадию ползания. Если ребенок эту стадию не пройдет, он в будущем в ряде вопросов не сможет разрулить конфликтную ситуацию. Приходится таким детям «ползать» в 10, 11, 12 лет и наверстывать упущенное.
Проходить вместе с ребенком каждый возрастной этап – главная задача родителя. Если присоединения нет, если у взрослых работа на первом месте, в развитии ребенка возникает дисбаланс.

Автор текста:
Юлия Лукина

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 20.11.2014