Психолог Людмила Полянова: "Я вижу большую опасность в том, что мы перегружаем наших детей интеллектуально"

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

Как правильно развивать ребенка, чтобы не навредить ему? Что делать, если малышу поставили диагноз «гиперактивность», и как относиться к такому ребенку в социуме?

У родителей возникает масса вопросов, связанных с воспитанием, развитием и образованием детей. В рамках Года детства «Новости Югры» объявляют совместный проект с Людмилой Поляновой, психологом, психоаналитиком, кандидатом социологических наук, директором московского психологического центра «Личность», членом Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии.

– Мы живем в ритме, когда катастрофически не хватает времени на собственных детей. В то же время детям все чаще ставят диагнозы, связанные с отклонениями в психомоторном развитии. Как грамотно социализировать таких ребят, чтобы они стали полноправными членами общества?

– Для меня очень ценно, что в вашем регионе проходит Год детства. Я считаю, что защита и поддержка детей – это основная задача, которая стоит перед нами, если смотреть с точки зрения нашей гражданской позиции. Сейчас я бы говорила в принципе об отношении к детям, их воспитанию, тем более к детям с особенностями развития. Действительно, статистика пугает – значительно увеличился процент заболеваний, которые раньше были редкими либо не встречались вообще. Сейчас неврозы детям разрешено ставить с года. В чем они проявляются: отказ от питания, от сна, активное срыгивание, чего не должно быть. Диагноз «гиперактивность» имеют около 25 % детей. Если в классе хотя бы один такой ребенок, класс обучать невозможно, потому что он не дает работать ни учителю, ни детям.

Самое главное в работе с такими детьми – это специалисты. Необходимо готовить не только педагогов, но и психологов, психотерапевтов, психоаналитиков. Если с ребенком что­-то не так, мы должны подумать, что мы ему не дали, чем испортили его, чем мешаем жить.

– Почему, по вашему мнению, произошел всплеск таких заболеваний, разве они не врожденные?

– Все, что с нами происходит, заложено в нас. Плюс среда, в которую мы попадаем. И специалисты знают: если рождаются близнецы и попадают в разные условия, вырастают абсолютно разные люди. Происходит коррекция. Один может стать здоровее, другой усугубит свою болезнь. Ключевую роль играет окружение: мать, воспитатели, учителя. Вы обращали внимание на то, что с детьми больше времени проводят специалисты в определенной области, нежели их собственные родители? А вот какими они являются специалистами – это вопрос.

Я вижу большую опасность в том, что мы перегружаем наших детей интеллектуально. Мозг развивается постепенно. Когда малыш рождается, он не может решать задачи годовалого ребенка. Если ребенок еще не начал ходить, а мы отдаем его в центр раннего развития – зачем? Неужели мама не может развивать свое чадо, играя с той же крупой, макаронами, песком? Показывая, чем отличаются следы одной птички от другой, листики деревьев. Окружающий мир рождает фантазию и стимулирует развитие интеллекта. Искусственная стимуляция вредит ребенку или усугубляет те болезни, с которыми он родился.

– То есть вы советуете родителям не увлекаться теориями раннего развития, когда малыша учат читать с рождения или отдают на иностранные языки в два года?

– Задача создания центров, предлагающих такие услуги, – это бизнес. Как правило, они работают по франшизе и с вашими детьми занимаются непрофессионалы. Кстати, интересный факт – нагружать серьезно интеллект ребенка можно тогда, когда начинают меняться молочные зубы. Природа нам все подсказывает. До этого ребенок должен только играть. Вспомним хорошую – еще дореволюционную, потом советскую – школу, к которой сейчас мы снова возвращаемся: до семи лет никакого образования, только развитие и воспитание. Дальше шел акцент на гуманитарное образование, а точные науки изучали дети, которые проявляли особые способности. Почему? Потому что очень важна согласованность работы полушарий. Именно гуманитарное образование этому способствует. До семи лет ребенок проигрывает свою будущую жизнь, он должен играть. В какие игры – вопрос современности. Конечно, не стоит бесконечно складывать кубики, надо найти оптимальное решение для своего ребенка, учитывая особенности его рождения, развития.

– Вы затронули тему обучения детей с особенностями развития в обычных школах…

– Такой сложный ребенок – всегда проблема для учащихся, их родителей и учителя. Конечно, мы бы не хотели, чтобы он мешал нашим детям развиваться и обучаться. Но давайте теперь подумаем о ребенке, который обладает такой особенностью. Мы должны искать выход и создавать условия, ибо то, что нас окружает, становится нормой. В специальных классах, где все дети – с аналогичными отклонениями, перед ними нет примера здорового поведения. Для этих детей важна нормальная обстановка. Ее создает общество, мы с вами. В европейских странах вы никогда не столкнетесь с непониманием и агрессией других родителей. Все будут помогать, подстраиваться под эту ситуацию, и взрослые люди будут разделять ответственность за этого ребенка. А дефектолог будет уделять ему особое внимание, в то же время защищая остальных детей, которые находятся рядом. Здесь нельзя решать вопрос за счет кого­-то.

Присылайте свои вопросы в адрес редакции и на электронную почту otvetsek@idnu.ru с пометкой «Психологу». Раз в месяц мы будем публиковать интервью с Людмилой Поляновой.

Новости Югры Наталья Корба

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 06.02.2016