Воспитание щедростью

Сургут • Разделы    → Воспитание

Родители должны стараться прививать ребенку такое востребованное социальное качество личности как щедрость. Оно необходимо человеку так же как чувство юмора, умение помочь другому, способность соглашаться с критикой и управлять сильными эмоциями. Щедрость – это порыв души, призванный обогащать благами и получателя и одаривающего. Наблюдая за маленькими детьми, мы уже можем говорить о проявлении ими щедрости или жадности.

О первых серьезных испытаниях для родителей

Знакомая картина - мамы гуляют со своими двухлетними детьми во дворе или в песочнице, все ребята знакомятся, приступают к игре, теперь можно наблюдать за тем, как один карапуз не прочь поиграть с чужой формочкой, другой никому не разрешает брать свое ведерко, третий делится машинкой. Родители становятся свидетелями такого поведения их детей. Вот мама вынуждает своего кроху ненадолго одолжить игрушку другому малышу, а он обижается и даже готов расплакаться. Такое активное отстаивание ребенком его собственной вещи сначала пугает. Но не стоит обострять ситуацию, ведь как известно, возраст два-три года у детей характеризуется такими «отрицательными» чертами характера, как упрямство, отрицание, своеволие. Объясняется это тем, что ребенок переходит на новый уровень развития (у него портится поведение). Двухлетний малыш уже осознает слова «мое», я», которые неотделимы от его собственной персоны, это только его пространство, вследствие этого ребенок не желает делиться «своим богатством», вредничает (таковы особенности психологического развития). Принадлежащие ему предметы являются неприкосновенными, и без его согласия никто не может занять его стул, взять его куклу, приблизиться к его маме. Ребенок считает, что чужак покушается не на его игрушки, а на него самого. В данных обстоятельствах мама попадает в конфузную ситуацию, ее одолевают противоречивые чувства - она может как оправдать поступок своего чада, так и безусловно испытывать смущение и стыд за то, что он у нее такой жадный. Как ей правильно поступить? Здесь можно рассматривать два противоречивых варианта.

Первый – мама заставляет ребенка поделиться, но предположительно провоцирует у малыша совсем иное желание. А если он не слушается, она прибегает к крику, может применить физическую силу - и вот отвоеванная и отнятая игрушка попадает в руки «обиженного» напарника по игре. Видимо, в этот момент мама считает, что она права, так как старается воспитывать ребенка в строгости. Ориентируясь на интересы общества и собственные иллюзии, она делает вывод, что теперь окружающие о ней будут думать хорошо. Ошибка заключается в том, что выпороть, побранить и отнять, конечно, можно, но такими методами не удастся научить ребенка доброте и щедрости. Принуждением вы ничего не добьетесь. Прежде чем стать на сторону обиженного участника игры, предложите ему любую игрушку вместо «спорной», но прежде спросите, согласен ли на это ее маленький владелец. Дети уже должны понимать значение слова «чужое». Мама, которая уверена в том, что у ее ребенка добрая основа, спокойно отреагируют на конфликтную ситуацию и с пониманием отнесется к его неприятному поведению. На своем примере продемонстрируйте, что если вы собираетесь взять у кого-то вещь, которая вам не принадлежит, то всегда положено спрашивать разрешения.

Второй вариант родительской стратегии – если малыш сам захочет, то он поделится. В этом случае учитываются интересы ребенка (у него есть право отказать). Важный момент также состоит и в том, что ребенок любит тот предмет, который принадлежит ему. Позвольте малышу защищать свою собственность, ведь в этот период он учится тому, что надо уметь постоять за себя. В будущем это поможет ему отстоять свое имущество, права, интересы. До трехлетнего возраста ребенок стремится отстаивать свои желания и вещи, потом по мере взросления в соответствии с уровнем его развития наступает благоприятный период, когда у родителей появляется прекрасная возможность повлиять на детскую натуру и справиться с проблемой жадности.

Как «воспитывать» щедрость?

Итак, пройдя этап эгоизма, ребенок готов учиться щедрости. Детям старше трех лет уже интересно играть вместе. Сейчас игрушка это связывающее звено между ребятами, некое условие игры. Все изменилось, малыши ради коллективной занимательной игры сами охотно раздают свои игрушки друг другу (это залог успеха в общении). На первое место выходят простые отношения между участниками. Каждый из детей понимает, что право войти в группу по интересам он получает тогда, когда разрешит воспользоваться своими игрушками. Все происходит как бы само собой. В этом «близком» окружении свои «правила» - с родными и друзьями можно разделить самое сокровенное. Такое понятие как жадность отступает на второй план. Ребенок познает новый виток отношений между людьми – знакомится с социальными установками жизни. При всяком удобном случае взрослые должны объяснять, что надо делиться с папой, мамой, другими родственниками, например, конфетами, фруктами, делать им в праздники какие-то подарки своими руками. Пусть малыш почувствует, как приятно получать благодарность от тех, кому ты сделал какое-то добро. Жадность у каждого ребенка «формируется» весьма своеобразно. Причины могут быть разные: его игнорируют ровесники, он не дополучает родительского тепла и ласки, не ощущает заботу и поддержки близких. Свою вину родители часто заглаживают покупкой сладостей (чтобы заесть проблему) или новой куклы, все эти «суррогаты» любви представляют собой доказательство того, что ребенок им не безразличен, они как бы заменяют их присутствие. Пока родители заняты на работе, им не хватает времени на заботу о детях, они ведь обеспечивают его будущее, но зато калечат настоящее. Нарушается система внутрисемейных отношений. В многодетной семье такое явление как жадность проявляется на фоне более глубокого чувства – ревности. Проблема не решается, если, например, старшего ребенка укоряют за проявление жадности. В этом случае проявите чуткость, чтобы ни у кого из детей не возникало сомнения, что мама заняла чью-то одну сторону. Ваши действия не должны быть основаны на воспитательном моменте, прежде всего, надо думать о чувствах детей.

О щедрости как о душевной потребности

Мало научить ребенка просто раздавать угощения сверстникам, под истинной щедростью понимают реальное желание поделиться какой-то вещью. На личном примере учите ребенка душевной доброте – помогайте друзьям, дарите подарки близким. Дети подражают поведению родителей, потому они должны видеть, что вам доставляет радость делать все это. Так вы сможете привить ему душевную щедрость. Лучшей «профилактикой» жадности является налаживание хорошего эмоционального контакта с вашим малышом. Помогите ребенку сформировать о самом себе хорошее представление. Внушение, убеждение и практика – вот схема правильных действий. Ребенок должен учиться проявлять свою щедрость. Не обращайте внимания и не осуждайте его за многочисленные случаи жадности, а вот один, пусть и невольный эпизод щедрости, превратите в знаменательное событие. Почаще внушайте малышу, что он добрый, и он станет таким.

Марина Романова

=Материал опубликован 28.05.2016