Про естественный отбор и тактику «старшего брата»

Сургут • Разделы    → Развитие, методики

В планах коллектива - еще не одна победа, в том числе и на Европейских хоровых играх. Молодой руководитель хора, в прошлом - студент колледжа русской культуры Георгий Дудев рассказал «Сургутской трибуне», как его коллектив добился такого высокого результата, о здоровой конкуренции в хоре, о том, уместна ли дружба между учеником и учителем. А также о том, можно ли в Сургуте получить качественное музыкальное образование.
Сургутский хор мальчиков и юношей - коллектив эксклюзивный, ничего подобного в Югре больше нет. Хор состоит из 60 человек, 40 из них регулярно гастролируют по стране, участвуют в конкурсах, фестивалях и, как правило, незамеченными не возвращаются. Для молодого дирижера Георгия Дудева это первый коллектив, которым он руководит. К слову, управлять юными певцами совсем непросто.

Тактика - старший брат

- Действительно, хор мальчиков и юношей колледжа русской культуры - первый коллектив, где я выступаю в роли руководителя. И это правда сложно. Представьте, подростков много, а подход нужно найти к каждому индивидуальный. Наверное, я даже сформулировать научно не смогу, чем руководствуюсь, когда выбираю манеру поведения, - у меня все получается само собой.

Вообще, мальчишки по своей природе - народ неуправляемый, им нужен авторитетный наставник. А таким, честно говоря, сложно быть, когда ты сам в недавнем прошлом - студент.
Для этого коллектива методом некоторых проб я выбрал тактику старшего брата. Ученикам нравится, что я не особенно себя возвышаю, а мне нравится, что ребята прислушиваются ко мне, доверяют, но при этом соблюдают субординацию, - поделился Георгий Дудев.

Георгий, с любым хором сложно работать? Или, так сказать, сложность зависит именно от состава - только мальчики, только девочки или смешанный хор?

- Со смешанным хором работать намного легче. Во-первых, у девочек во время переходного возраста не так выражена мутация голоса. Во-вторых, девочки намного покладистее. Они слушают, улавливают информацию и выполняют задания. Ломка голоса у мальчика, как правило, начинается неожиданно, и в этот период нужно соблюдать щадящий режим, чтобы сохранить природные данные. Плюс ко всему нужно убедить ребенка, его родителей не бросать занятия музыкой и вместе с ними пережить этот сложный период. Ну, и мальчики более рассеянны и невнимательны. Чтобы привлечь внимание подростка, нужно всерьез постараться.

Другие дети

Видимо, ломка голоса - это один из сложных периодов, когда ребенок стоит перед выбором: продолжать занятия музыкой или нет? Вообще, хор - это популярное направление среди молодежи?

- В детском возрасте популярность наблюдается, но, к сожалению, как только ребенок сталкивается с трудностями, в том числе с мутацией голоса, желания учиться убавляется. Чем старше класс, тем сложнее становится самостоятельно работать дома, заниматься саморазвитием, читать специфическую, узкопрофильную литературу. Наблюдаю такую тенденцию: если посреди обучения ребенок не оставил учебу в колледже, то в последние год или два основательно берет себя в руки и занимается с полной отдачей. Приходит понимание, что 11 лет учебы не должны пройти бесследно. Все-таки дирижер и профессиональный певец - это профессия.

Как вы считаете, дети, которые учатся в музыкальной или художественной школе, отличаются от подростков, посещающих только общеобразовательную школу? И чем?

- Я как раз накануне об этом думал. Считаю, что отличаются - эти дети более одухотворенные. Так, среднестатистический ребенок, технический или гуманитарный, на уроках в общеобразовательной школе решает математические задачи, учится грамотности и чтению, но не музицирует, к примеру.

Я думаю, что обучая ребенка искусству, ты работаешь с его душой и сознанием. Для того чтобы молодой человек начал понимать искусство, нужно, чтобы его душа была более живой, открытой, эмоциональной. Да и дело не только в одухотворенности. Когда знакомишься с искусством, получаешь уже другую информацию, выходящую за грани стандартной школьной программы. Узнаешь о жизни великих творческих личностей, почему и зачем они создали свои произведения, задумываешься, фантазируешь…

Ключ к успеху - преодоление самого себя

Сколько лет сургутскому хору мальчиков и юношей? Есть ли у коллектива традиции? Вы стараетесь их сохранить?

- Коллективу уже 16 лет, из них я с ребятами работаю всего два года. Основная традиция хора - исполнение русской духовной и народной музыки. Ее я поддерживаю, но стараюсь вносить и изменения. К примеру, хотелось бы, чтоб традиции были связаны и с обучением - сдача партий вовремя, постоянное саморазвитие. Я бы хотел также, чтобы желание учиться и узнавать новое для моих учеников тоже было доброй традицией.

Не каждый ребенок самостоятельно сможет настроить себя даже на час ежедневных занятий дома. Однако если ты хочешь достичь результата, то иной раз приходится работать над собой и по восемь, и по десять часов. Я пытаюсь донести до всех своих учеников, что преодоление себя в любой жизненной ситуации - это ключ к успеху.

Понимают ли ваши ученики значение духовных произведений? Проникаются ими или до определенного возраста просто заучивают и исполняют?

- Иногда, чтобы тебя поняли, приходится говорить предельно простым языком. Точно так же и я стараюсь объяснить молодежи, что такое покаяние, раскаяние, молитва, что такое религия в целом, для чего это нужно. На хоровых играх в Сочи мы исполняли духовное произведение. Мало того что я был тронут тем, как ребята настроились и спели, так после оказалось, что люди в зрительном зале плакали.

Естественный отбор

Часто ли удается выезжать на мероприятия за пределы округа? И по какому принципу вы отбираете концертный состав - те самые 40 ребят из 60?

- 40 человек концертного состава - это, грубо говоря, те ребята, которые прошли своеобразный естественный отбор - вовремя сдали свои партии. Считаю, что конкуренция должна быть. Если ты не постарался, не выучил и вовремя не сдал программу, то и ни на какой фестиваль не едешь. Конечно, кто-то обидится и бросит учебу, а более сильный духом ученик будет старательнее заниматься и в следующий раз поедет на гастроли.

Хочу отметить, благодаря директору колледжа и родителям детей участвовать в конкурсах за пределами города и округа удается часто. Конечно, это очень дорого, но без поездок, без конкурсов, без знакомств с другими коллективами прогресса не будет никакого. К примеру, на фестивале в Сочи принимали участие коллективы со всего мира, даже с африканского континента. Мои ребята, да и я сам, были в восторге от услышанных произведений. Так, африканский хор имитировал звук дождя. Настолько реально, что, если закрыть глаза, действительно подумаешь, что за окном дождь. Полагаю, только путешествуя, знакомясь, проверяя свои силы на конкурсах, можно получить качественное образование в любой сфере, в том числе и в музыке.

В планах сургутского певческого коллектива на следующий год - достойно выступить на Европейских хоровых играх.

- Всемирные хоровые игры и Европейские хоровые игры - одни из самых престижных конкурсов в этой области культуры. Планируем в следующем году попасть на соревнования и достойно выступить, - поделился планами Георгий Дудев.

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 28.07.2016