«Я ИДУ И НЕ ГНУСЬ – надо мной мое прежнее небо!»

Сургут • Разделы    — Новости

Это строки из её любимого стихотворения Риммы Казаковой. Так и она, героиня моего очерка Надежда Стрельцова, идет по жизни и не гнется. Журналисты добрым словом Стрельцову не жалуют, за 13 лет ее руководства сургутским образованием в СМИ города ни разу не было о ней «человеческого» материала – образование привык ли «склонять по падежам», и директор департамента образования «под раздачу» попадает первой. Надежда Яковлевна в ответе за актировки и результаты ЕГЭ, за отсутствие мест в детских садах и ремонт зданий, за зарплату педагогов и инновации. Обо всем этом писано−переписано сотни раз, а сегодня, в канун женского праздника 8 Марта, мы рассказываем о Надежде Стрельцовой как о женщине, матери и мудром педагоге.

Первая из истории Боровни

Надежда Стрельцова родом с Великой Новгородской земли. Там, в Солецком районе, есть деревня Боровня. Над Великим Новгородом фашисты в Великую Отечественную измывались как могли. Боровня была сожжена подчистую. Надя – дитя Победы, она рождена после возвращения отца с фронта в 46-м году. А до этого в войну, во время оккупации, ее мама с четырьмя старшими детьми выживали как могли. Самой маленькой не было и года, она родилась в 42-м году, когда отец уже был на войне. Чтобы укрыть детей от пуль и холода, мать сама вырыла землянку… Надежда не жалуется на голодное послевоенное детство, напротив: «Мне запомнилось, что нас очень любили взрослые. Мы были свободны, нам были предоставлены все поля, леса и огороды. Мы все избегали и облазили. Нам практически не делали замечаний, мы были самостоятельными. Играли в лапту, создавали тимуровские команды, ставили театрализованные представления в сельских клубах…». Все это было, пока не подошел конец учебы. После восьмого класса Надя уехала учиться на педагога – первая из истории деревни – и домой жить на малую родину уже не вернулась.

Орлята учатся летать

Потом была учеба в Боровическом педагогическом училище Новгородской области на учителя начальных классов, филологический факультет Новгородского института по специальности «история, обществознание» и работа в одной из школ Новгорода, после чего Надежду направили во Всероссийский детский центр «Орленок» – она должна была там в течение трех месяцев пройти Школу вожатых и вернуться назад. Но судьба распорядилась иначе: талантливой девушке предложили остаться работать в «Орленке» на постоянной основе. Так, вместо трех месяцев она задержалась там на четыре года. Уже тогда, в 60_е годы, «Орленок» был инновационной школой. Коллективные творческие дела, встречи с такими людьми, как Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Дмитрий Кабалевский, с коллективами и хорами мирового уровня. «Орленок» дал ту основу, которая и повлияла на всю ее дальнейшую профессиональную деятельность.

Тюмень комсомольская

Повстречав в «Орленке» будущего мужа, в 1971 году Надежда переехала в Тюмень и родила первенца. Но дома удержать ее было невозможно, комсомолка и активистка рвалась в бой. Так, прочитав где-то о семинаре вожатых, она вольным слушателем пришла на него. Посмотрела на удручающую картину вялотекущей «учебы», подошла к руководителю семинара и сказала: «Разве можно так обучать вожатых? Это же тридцатые годы!» На нее все смотрели с немым вопросом: что за выскочка? «А что, ты можешь научить по-другому?» – усмехнулся руководитель. «Могу!» – ответила Надежда. И за два дня вся учеба была перестроена. А после семинара ей сразу предложили работу методиста в областном комитете этику и психологию семейной жизни. Потом она стала руководителем педагогической практики, вывозила студентов на практику в пионерские лагеря. Через пять лет ее работы в колледже педагогический коллектив единогласно проголосовал за то, чтобы Стрельцова была директором Тюменского педагогического колледжа №1. Сразу она вошла в Совет директоров педучилищ Западно--Сибирского региона, где ее избрали председателем Совета, а председатели советов регионов, в том числе и наша героиня, вошли в состав Российского совета, в который входили самые сильные директора средних учебных заведений России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, и представители Минобразования. Этот опыт давал очень многое, потому что все самое важное и новое рождалось на этом Совете.

Сургут

В Сургут Надежда Яковлевна приехала в 1997 году и сразу возглавила сургутское образование. (Подробно о годах руководства Стрельцовой образованием в Сургуте читайте в «СВ» №3 (479) от 29 января 2011 года, статья «Сорок пять сентябрей». – Прим. автора.) Представьте себе: новый город, ни одного знакомого человека… Конечно, руководство муниципальной системой образования отличается от руководства одним образовательным учреждением. В первый год работы трудовой день Стрельцовой заканчивался не раньше двенадцати ночи. Помогали коммуникативные качества: умение быстро сходиться с людьми, контактировать с руководителя ми школ, Советом ветеранов, другими общественными объединениями. Так за 13 лет руководства Стрельцовой департамент образования стал системообразующим органом.

Где черпать силы?

У Надежды Яковлевны двое сыновей, она счастливая мать и бабушка. Старший, Антон Викторович Стрельцов, работает ведущим инженером в НГДУ «Федоровскнефть» ОАО Сургутнефтегаз, внучке Дашеньке 10 лет. Младший Алексей окончил Санкт-Петербургский вуз, имеет психологическое образование, живет и работает в Тюмени. Они приносят радость, дают силы и оптимизм на будущее. Бывает Надежда Яковлевна и на малой родине, в Великом Новгороде: «Дружу с профессурой новгородского университета им. Ярослава Мудрого. Бываю и в своей деревне. Погибающий наш домик, родовое гнездо, восстановлено од ной из старших сестер. Там все утопает в цветах и зелени, в мае это огромный цветущий сад! Я приеду в родительский дом, посижу у родительских могил на кладбище, в баньку схожу – и ощущаю прилив сил. Такой прилив сил и такое духовное внутреннее спокойствие, что этого потом опять хватает на год работы, сложной и многоплановой...».

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№8 (484) · 5 марта 2011 года
Елена ЗАДОРОЖНАЯ
Фото Вадима ЗАБЛОЦКОГО

=Материал опубликован 06.03.2011