Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Неполная семья – мифы и реальные проблемы ребенка
Разделы → Психология → Воспитание
Фото с сайта skazylesa.ru В обществе долгое время было принято считать, что дети из неполных семей чувствуют себя менее счастливыми в отличие от детей, живущих с папой и мамой, и что они находятся в зоне риска, так как менее устойчивы к различного рода искушениям. Это мнение вполне обосновано. В семье обязанности распределяются между обоими супругами поровну. Если же дети остаются с одним из родителей, то на его плечи ложится основная часть ответственности за них. И справедливо полагать, что это требует огромного терпения, жизненной мудрости и даже героизма. И как родитель будет справляться с этим, зависит от множества факторов. Известно, что мамы и папы по-разному воспитывают детей в силу гендерных различий. Детский психолог Юлия Гусева в своей книге “Нежные мальчики, сильные девочки” называет семьи, где дети живут с мамой - “материнскими”, а где папа - “отцовскими”. Стоит поспоритьЕсли бы у людей, верящих в неполноценность семей с одним родителем, не было бы аргументов, то эти стереотипы не были бы такими живучими. Но так ли актуальны факты, которыми они руководствуются? У ребенка должен быть отец/матьТе, кто придерживается консервативных взглядов на семью, считают, что если у супругов есть дети, то нужно всеми силами пытаться сохранить брак ради этих самых ребятишек. Жёнам активно советуют терпеть, даже если мужчина изменяет, страдает от зависимостей или унижает (физически или морально). Потому что ребёнку нужен отец. Также считается, что, посмотрев на негативный пример разведённых родителей, ребёнок не сможет в будущем создать крепкую семью. Таким образом родители, разводясь, якобы обрекают и ребенка на несчастливую личную жизнь. Однако в 90-х - 00-х годах был проведен ряд исследований, доказывающих, что жизненные приоритеты детей и подростков, проживающих как с обоими родителями, так и с одним из них, не слишком отличаются — этот фактор не оказывает большого влияния на качество жизни ребенка. Кроме того, “полная” семья вовсе не является гарантией счастливого детства и такой же дальнейшей жизни. В любом случае, для детской психики предпочтительнее спокойная жизнь с одним родителем, чем существование на пороховой бочке при наличии обоих. “Однополое” воспитаниеЧаще в одиночку детей всё же воспитывает женщина. В процесс воспитания нередко вовлекаются бабушки, тётушки и другие родственницы. В итоге оказывается, что ребёнок наблюдает только одну гендерную модель поведения, что, по мнению некоторых психологов, может вызвать сложности с его самоидентификацией. И всё же стоит задуматься, в первую очередь, об актуальности этих самых гендерных ролей: вполне реально привлечь к воспитанию родственников или друзей мужского пола, которые послужат примером. Весёлая прогулка с дедушкой, выполнение сложного домашнего задания с дядей, который отлично знает математику, поход в кино с друзьями на фильм про супергероев — и интересно, и полезно. Горе-ученикиРанее также считалось, что дети из “неполных” семей то ли от стресса, то ли по недосмотру родителя хуже успевают в школе. Но и это утверждение оказалось ложным. Петербургскими социологами в 2015 году было проведено исследование среди семей на Васильевском острове, в ходе которого выяснилось, что «жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов», здесь надо рассматривать совокупность факторов. Недавно было проведено масштабное исследование стран Азии, но по нему можно судить о ситуации в мире в целом. В ходе него выяснилось, что только в Японии дети родителей-одиночек учились хуже остальных (хотя перевес тоже был незначительный). А в Индонезии и Таиланде и вовсе была выявлена парадоксально высокая успеваемость детей из неполных семей, в сравнении с теми, кого воспитывают оба родителя. Вне конкуренцииВ обществе также бытует миф о том, что дети из неполных семей вырастают менее конкурентоспособными. И это тоже не верно. В фокусе ещё одного исследования были дети, семьи которых также были поделены на несколько категорий. Учёные приняли во внимание наличие вредных привычек у них, школьную успеваемость, ранние беременности и аборты. Результаты показали, что наиболее успешными оказались дети, полностью воспитанные только одним родителем и не знавшие второго, но в жизни которых при этом активно участвовали и другие поколения: бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Дети же из полных семей заняли второе место. Вероятно, здесь положительным фактором является, казалось бы, негативное общественное давление: своеобразный стресс, который стимулирует и мотивирует таких детей. Также мы возвращаемся к пункту об “однополых” семьях: оказывается, общение с разными родственниками позитивно влияет на ребёнка — он видит примеры разных поколений, улавливает их жизненные сценарии и учится на их ошибках. Немного фактов
При осознанном подходе со стороны ответственного родителя, его знаний о детской психологии, умения поддержать и подставить плечо в трудную минуту и зависит исход ситуации. В любом случае, даже развод родителей не ставит крест на счастливом будущем их малыша. Татьяна Плунгян
|
=Материал опубликован 20.01.2020