Внимание! Данные материалы находятся в архивном разделе, учитывайте дату публикаций.
Как подружиться с ребенком с помощью книги
Разделы → Воспитание
Фото: Коллекция/iStock
Что значит дружить с ребенком, пока он мал и еще даже не ходит в школу? Как рождается такая дружба и чем ей поможет чтение, если сын или дочь пока читают по слогам? Ответы на эти вопросы нашла в собственном опыте психолог и писательница Елена Колина. Ребенок научится читать, только если ему интересноНесколько лет назад Елена Колина открыла в Санкт-Петербурге школу чтения «Ленивый отличник», куда родители приводят своих 6–9-летних детей учиться читать. Как правило, это вынужденный шаг: младшеклассники часто читают только по слогам, не понимая смысла прочитанного, не умея вычленить в тексте главное, — и из-за этого хромает не только их успеваемость, но и снижается самооценка, ухудшается психологическое состояние в целом. «У меня есть методика, которую я случайно придумала, — говорит Елена. — Но она работает только в группе детей, которые занимаются с учителем, причем с большой интенсивностью». Однажды Елена Колина отвела шестилетнего внука на подготовку к школе и увидела, как учительница советует шестилеткам взять карандаш в руку и обвести букву А в кружочек — так мальчиков и девочек пытались научить читать. Дети откровенно скучали и засыпали на ходу.
Чтение может стать хорошим поводом наладить отношения между родителями и детьми, подружиться с ребенком, пока он еще не настолько вырос, чтобы делать вид, что не нуждается в подобной дружбе. Чтение — повод поговорить о главномС ребенком, который еще не перешел в ранг достаточно взрослого человека, то есть с человеком 6–8 лет, у родителей мало общих тем для разговоров. Как правило, все темы касаются повседневной жизни, заботы, быта. Надел ли ребенок шапку? Не голодный ли он? Все ли хорошо у него в школе или на подготовительных занятиях к ней? Не холодно ли ему, не болит ли голова? Примерно такие вопросы взрослые задают своим детям, но отвечать на них детям бывает скучно.
Что значит — разговор о главном? «Это разговор о чувствах, о мыслях, о внутреннем, сокровенном. В нашей стремительной жизни времени и сил на это может не быть. Самым доступным способом поговорить о главном оказывается любая хорошая книга, в которой поднимаются этические проблемы». Почитать вместе с ребенком, а потом поговорить о прочитанном — это и есть начало или продолжение дружеских отношений между родителями и детьми. «Читая ребенку или слушая его чтение, взрослые получают возможность узнать его, заглянуть за ту дверь, которая пока еще открыта. Подростки так легко вас в свой мир уже не пустят. А 6–8 лет — самое время для дружбы». Важно не забывать, что дружба — явление двунаправленное. «Если мы хотим, чтобы ребенок был с нами откровенен, то мы тоже должны быть открытыми для него. Это возможно, если у вас будет опыт совместного глубокого переживания, которое дает чтение». Обсуждать прочитанное, не переходя на личностиВ качестве примера психолог приводит свою книгу для дружбы детей и их родителей «Когда мама была маленькой», которую она написала для внука. «Она немного напоминает рассказы Александра Рескина „Когда папа был маленьким“, которая тоже отлично подойдет для первых опытов совместного чтения». В книге Елена Колиной Маленькая Мама — девочка Маша, которая попадает в знакомые каждому ребенку ситуации. Маленькая Мама сталкивается с несправедливостью, совершает ошибки, не слушается родителей и бабушку, удивляется миру. После каждой истории читателя ждут вопросы — они помогают и ребенку, и взрослому настроиться на серьезный разговор. Например, есть в книге история о том, как Маленькую Маму обидел мальчик. Первоклассница Маша пришла в школу впервые; ее смущает неизвестное пространство, она пока мало знает о важном деле, которое ей предстоит, — об учебе. В этот момент она сталкивается со старшеклассником; тот дергает ее за волосы, срывает бант и угрожает: «Я тебя убью, если пикнешь». Напуганная Маленькая Мама некоторое время живет, замирая от ужаса. После этой истории в книге есть вопрос к маленькому читателю: «Как ты думаешь, что Маленькая Мама будет делать дальше? Она расскажет маме или пожалуется бабушке? Может, она пойдет к учителю? Она будет молчать, терпеть и страдать?» С помощью подобных наводящих вопросов можно выяснить, что у ребенка на душе, что он думает — и что происходит с ним самим. Такие вопросы можно придумать почти к каждому сюжету из хорошей детской книжки. Как-то раз после того, как Елена Колина прочитала историю о Маленькой Маме и хулигане на занятиях в «Ленивом отличнике», выяснилось, что одного из детей травят в школе.
Психолог подчеркивает: после совместного чтения важно спрашивать ребенка не о том, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а задавать вопрос о поведении, чувствах персонажа. «Обсуждая прочитанное, мы не переходим на личности, не нарушаем личное пространство ребенка, не спрашиваем: „А ты что бы стал делать? Тебя не обижают в школе?“» Мнимые опасностиКниги не по возрасту Ребенку можно читать книги, которые чуть опережают его по возрасту. «Не так уж важно, какой процент сложных слов и выражений, сложных идей дети поймут и воспримут. Если им хорошо с книгой, это может только радовать», — уверена писательница. Чтение с опережением и есть самое настоящее развитие. Но только в том случае, если при совместном чтении и обсуждении каждому вовлеченному в процесс участнику интересно. «Скука взрослого не поможет развить интерес у ребенка». Книга как страсть А может ли книга увести ребенка в вымышленный мир, заставить искаженно смотреть на реальность? «Ребенок может уйти в мир наркотиков, алкоголя, компьютерных игр, стать частью дворовой компании с криминальными интересами — вот это по-настоящему страшно. Если же юный читатель погрузится в мир книги, увлечется мушкетерами или гардемаринами, волшебными существами, — что же в этом плохого? Это похоже на капельку нежного дождя, когда вокруг страшная буря», — отвечает Елена Колина. Книга как искажение реальности Иногда родители задают психологу и такой вопрос: «Что же делать: мой ребенок ранимый, добрый, как призывают в хороших книгах, но в реальной жизни ему это может навредить!» Странно было бы хороших детей превращать в плохих, запрещая им читать, исходя из таких соображений, считает Елена: «Сейчас порой только в книге человек может найти поддержку — и встретиться с добротой, правдой, искренностью, которых ему так не хватает в реальном мире». Наталья Волкова
|
=Материал опубликован 06.02.2020