Нелюбовь к садику

Здравствуйте, Майя!

Спасибо за вопрос. Хотелось бы уточнить, ребенок плакал на протяжении всего дня или только по утрам? Как скоро включался в игру? Как вообще ребенок начал посещать сад: постепенно (от 2-х часов пребывания там и выше) или сразу на полный день. Все это очень важно, чтобы понять, в чем причина состояния ребенка, а точнее - сложившегося отношения к садам. Имеет также значение, КАК мама вышла на работу, как мама готовила своего малыша к этому, как прошли первые дни отсутствия мамы для ребенка.

Напомню, что период психологической адаптации ребенка к детскому саду составляет в среднем -- 3 месяца. При чем при условии, что все сделано "правильно" как со стороны родителей, так и со стороны воспитателя. Мне кажется, что как раз этот острый рубеж не был пройден до конца ("Самый большой опыт-это 2 месяца непрерывно ходили в один садик"). И мне кажется, что адаптация к саду ребенка скорее была у мамы, чем у самого малыша. Конечно, любой маме тяжело смотреть на страдания и слезы ребенка...Но если знаешь, что это временно, что малышу важно преодолеть, чтобы легче потом было в обществе ему же, то важно быть терпеливым самому родителю и настроить на терпение самого ребенка. В связи с этим я бы порекомендовала:

  1. Учесть, что период адаптации - 3 месяца, и по-возможности дать возможность ребенку пройти ее до конца.
  2. Начинать посещать сад постепенно (от двух часов нахождения). При чем в начале мама имеет право даже присутствовать в группе.
  3. Привлекать к проблеме острой адаптации специалистов садика (воспитателя, психолога, если есть), обращаться к их помощи, к их наблюдениям.
  4. Постоянно и много разговаривать с ребенком (хотя я не сомневаюсь, что Вы это делаете). Лучшее средство снятия тревожности у ребенка - это разговаривать и объяснять, задавать вопросы, наводить на ответы и т.д.
  5. По возможности, не создавать ситуации "резкого ухода", "резкого исчезновения" для ребенка, потому что ребенок это воспринимает как потерю, как то, что его бросили...И лучше таких эмоций не вызывать, иначе потом гораздо сложнее восстановить чувство базового доверия (об этом подробно писала в одном из ответов).
  6. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние, на атмосферу в семье. Очень часто ребенок отражает состояние отношений в семье, настроение мамы особенно. Это тоже нельзя исключать. Как Майя, чувствуете себя Вы после выхода на работу?

Если Вы не получили ответ на вопрос или ответ Вас не удовлетворяет, то рекомендую обратиться к психологу очно.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария


Здравствуйте Мария Александровна! Спасибо Вам за прошлую консультацию, нам очень помогли Ваши советы. Дочка у меня за неделю к муницип.садику, привыкла, мы сделали все как Вы сказали, я сама в группе сидела, пока период адаптации проходил, ну и т.п. Напоминаю, нам 3,5, садик начали ходить в феврале, адаптировались быстро, но вот уже неделю меня беспокоит поведение ребенка, дома она такая же, как и была-активная, единственное про садик очень мало рассказывает. Когда приходим в садик, и заходим в группу, садимся с краю на стул, и к другим деткам не подходим, я заглядываю, слежу за ребенком мин.15, она сидит с грустными глазами, как-будто вот-вот заплачет, и не играет ни с кем, целый день у меня перед глазами грустный взгляд. Сегодня, она вовсе отказалась идти в группу, заплакала, поговорила с воспитательницей, говорит, что в последнее время, она стала очень ранимой, может от чуть повышенного тона заплакать, и постоянно плачет, что дети тоже, если что-то скажут, она сазу в слезы. Может быть, она с детьми общий язык не может найти, хотя до этого момента все нормально было, играла со всеми. Не знаю, как быть в этой ситуации, как я могу помочь ребенку?


Ответ:

Здравствуйте, Майя!
Спасибо за вопрос и за обратную связь!

Искренне рада, что есть продвижения.

Хочу напомнить, что период адаптации (хоть ребенка, хоть взрослого к чему-либо) все же достаточно условен и индивидуален. Все мы по-разному привыкаем к новому. Бывает и такое, что переживания могут быть отсроченными. Бывает такое, что привыкнешь к одним условиям, вновь что-то меняется: нянечка, воспитатель или ребенок стал свидетелем "воспитательного процесса" в саду. Бывает, что изменения в отношениях у мамы тоже могут в чем-то отражаться на общий эмоциональный фон. Причин для переживаний девочки можно назвать много.

Для прояснения я бы рекомендовала все же очную консультацию психолога. Можно обратиться в любой Психологический Центр ("Семья", "Позитив", "Жемчужинка", "ЕвроЛенд" - Гаврилюк Татьяна) на ваше усмотрение.

Но главное сейчас, как мне кажется, для девочки - поддержка, внимание. Возможно, стоит вновь походить на полдня или сделать один день в неделю выходным от садика. В этом не будет ничего страшного. Важно, что есть переживания ребенка и Вы их замечаете. Могу сказать, что важно сейчас больше разговаривать с ней, не только спрашивать, но и Вам самим делиться событиями за день. Дети такие интересные собеседники. И они все понимают, чувствуют вне зависимости от того, мало говорят или нет, вне зависимости от уровня развития речи. Может даже имеет смысл завести ритуал "отмечать" (вкусненьким) завершение дня и совместный поход домой, чтобы ожидание мамы было не таким тягостным, чтобы за преодоление было поощрение. (Хотя мы с Вами понимаем, что лучшее поощрение - это поцелуй и объятия!).

Снять первичное напряжение, тревогу помогут не только разговоры, беседы, но и телесные объятия, телесный контакт, а также занятия лепкой, рисованием, перебиранием крупы, покопаться с тестом можно и другие виды конструктивной деятельности. Подчеркну, что важно этим заниматься совместно с ребенком!

И мне показалось, что Вы та мама, которая уже готова воспринять книгу Ирины Млодик "Книга для неидеального родителя", где очень просто, но душевно и глубоко раскрыты важные моменты родительских переживаний. Действительно, хорошая книга. Если не будет возможности ее достать (до последнего момента в Сургуте ее не встречала) могу предложить свою.

Удачи, дорогая мамочка.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Консультации: 
Темы психологических консультаций: 

Комментарии

А как быть если в частном садике говорят отдавайте ребеночка и идите быстрей.
У нас еще пока один метод работает. Если ребенок плачет мама говорит в садик не пойдешь будешь дома один сидеть и не интересно будет. Тогда ребеночек в садик просится.
А так у нас ситуация тоже похожа. Нам 2,4 года отдали в один сад. Первый день хорошо. с 8.00 до 12.00 был. Все потрогал проверил так сказать маленький ураганчик. А второй день уже через час попросили забрать ребенка. А потом когда мама пришла, то вообще сказали на совсем забрать. Там все время ревел, когда кормили капризничал и не слушался. Сказали очень беспокойный малыш.

Отвели в другой сад. Отдавала мама со слезами. А там он больше не плакал. И на следующий день только с утра пять минут. Но когда собирались тоже капризничал не хотел идти в сад.

1. Ну что значит "отдавайте ребеночка и идите быстрее"?! Нам много кто и чего говорят...Для мамы ориентир один - это ее ребенок. В любом случае ничего резкого и неожиданного для ребенка делать не стоит! (кто бы что ни говорил)Если мама не поддержит ребенка, то кто это сделает еще?
2. Подчеркну, что адаптация, нор-маль-ная адаптация ребенка протекает около трех месяцев (ни дней). Поэтому и ожидания должны быть соответсвующие. Нет смысла ждать "хорошего поведения" малыша на второй-третий день. При таком поведении малыша, что описали ("капризничает весь день, когда кормили...") тем более важен близкий взрослый (первые дни может вообще кормить мама в группе). Хотя сомневаюсь, что в частном саду будут рады маме, которая будет контролировать весь "процесс воспитания" ("вдруг, что лишнее увидит, еще жаловаться будет")....Но если ребенок важнее, то вам это будет не важно.
Важно разговаривать с воспитателями, руководителями садов, объяснять свои беспокойства, приводить доводы (поверьте, далеко не все воспитатели владеют такими тонкостями)
Понятно, что многие из нас зависят от частных садов, близости их расположения, НО...если в таком саду не учитываются особенности, интересы ребенка (а адаптация - это важный этап), то зачем такой сад?

Просто нет хороших частных садов. Мы просмотрели уже почти все ЧС Сургута и пришли к выводу, что выбор есть среди плохих и очень плохих. Как правило, уговаривают мам, обещают индивидуальный подход, на практике, если возникают проблемы, Вы сами понимаете, что лучше забрать ребенка. Мы посещали адаптационную группу в муниципальном саду с 2,5 лет, ребенок прекрасно адаптировался, шел с удовольствием и уходить не хотел, вынуждены были искать ЧС, т.к. в муниципальном всего 3 часа работает группа, ребенок приходя в ЧС, менялся мгновенно: рыдал, писался и какался, отказывался от еды. Возвращались обратно, всё прекрасно. Из десятка ЧС нашли только 1 более, менее подходящий, в котором ребенок хотя бы стал кушать, по утрам всё так же гоняется за мамой, надеюсь пройдет.
Так, что идите смело в муниципальный садик, там работают профессионалы, надеюсь, что Вам повезёт с воспитателем.

Мы начали водить сына в ЧС летом (было ему 2г.9мес.).. это было что-то ужасное!!! Он в истерике бился утром, когда приходили в сад - я с трудом могла убежать оттуда, он рвался за мной в двери, кричал ужасно.. плакал в саду на протяжении всего времени (с утра и до момента, пока я за ним не прийду).. не играл, не занимался, не кушал, только плакал! Решила забрать и больше не мучать ребенка.. НО тут в тот время нам как раз дали муниципальный сад. Я была в шоке, решила отказаться от путевки.. Но потом договорилась с работницами ДДУ, что если в гос.саду будет всё так же, как в ЧС, я возьму справку у психолога и верну путёвку с сохранением места в очереди.. И вот мы стали ходить в сад.. Тьфу-тьфу-тьфу.. утром, конечно, собирается без желания, стонет, что не хочет идти.. утром в садике тоже плачет, что хочет домой.. но в течение дня играет, кушает (мало, т.к. не едок он у нас), вечером с удовольствием уходим домой.. Вобщем, ЧС и муниципальный - как небо и земля! Рискните! В гос.садике всё-таки опытные воспитатели, занимаются с детками развитием. А в ЧС бедной воспитательнице было бы успокоить детей, ни о каком развитии и речи там не шло!