Неприятности в детском саду

Посоветуйте пожалуйста, какие действия мне предпринять - я работаю педагогом-психологом в ДОУ совсем недавно. Обратилась мама 7 летней дочери. У девочки такая проблема - она не ходит в саду в туалет по-большому. Из-за этого у нее проблемы с кишечником, лицо покрылось сыпью. Как можно поработать с ребенком? Что посоветовать маме? (Татьяна)

У меня дочка ходит в садик с большим трудом. Она плачет, иногда вплоть до рвоты. Дочка с превышением веса. Мы стараемся делать все, чтобы если не худеть, то хоть не набирать вес - ходим на танцы, теннис, наблюдаемся у эндокринолога. В садике, как я поняла, есть своя "каста" из 4 девочек. Ну как бы лидеры. Я слышала, как одна из них разговаривала с отцом - была в шоке. Вчера в очередной раз ребенок рыдал и рассказал, что ее называют жирной булкой... Специально забегают, когда она в туалет идет и обзывают. Говорят - вот мама у тебя красивая, а ты жирная булка... Я понимаю, что дети жестоки, но ей то что делать? Она щипается и толкает их в результате. Родители потом жалуются, что вот девочка их "малышек" обижает. А эти родители не видят, кого они воспитывают? И что делать мне, чтобы поддержать дочку? С каких пор лишний вес - это приговор? (Олеся)

Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка
ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Нашему мальчику 3,5 года, он у нас четвертый ребёнок. Наш сын уже третий месяц ходит в садик и меня три раза уже вызывали в садик по причине того что ребёнок не активен в садике, например, к 8 марта дали стишки из восьми слов, но как мы не старались, он не выучил, мы уже последние пол года заметили что он неразговорчив такое ощущение будто ему все быстро надоедает. Когда я его забираю с садика, спрашиваю что вы делали или что ты ел, он не отвечает на вопросы или повторяет заданные вопросы, воспитательница в садике говорит что с другими детьми не играет или заданные упражнение или задачи не выполняет, и не слушается очень много капризничает, цвета не различает, все время ведёт себя играючи. Месяца два назад водили к врачу, он задавал вопросы типа где папа где мама это кто и.т.п а он не отвечал, но заданные действия выполнил типа открой дверь, дал ему ключи, а он в свою очередь пытался всунуть ключи в замок. Врач толком ничего не сказал, лишь выписал витамины роста. Иногда когда я возвращаюсь с работы, подходит и здоровается, иногда даже спрашивает куда я иду, или подобные вопросы задаёт матери, а так если его попросить что-то принести пульт или ключи, он выполняет. Такое ощущение, будто он ленится отвечать или выполнять какие-нибудь действия. Мы Вас очень просим ответьте как можно скорее, что нам делать, потому как мы уже серьёзно беспокоимся. (Шухрат, Таджикистан)

Нашему малышу 1 год 9 месяцев. С февраля посещаем один раз в неделю развивающие занятия для малышей, но последние три занятия малыш плачет и приходится уходить с него. Уже сломала голову, анализирую,что не так. На занятиях (два подряд)зацикливается на одной игрушке "мама ваву(собаку)", я не даю, т.к. преподавателю это не понравится, и слезы, что не могу его не отвлечь, не переключить на другой предмет, разворачиваюсь и уходим. Переговорив с мужем, решили сходить к другому преподавателю на те же занятия, но здесь любая игрушка становилась собственностью. На прогулке при общении с детьми активен, сам с удовольствием обменивается игрушками. Может ли это быть связано с отлучением от груди или с тем что наш папа находился в отпуске и был дома? или может другая причина этого.
(Ольга, г. Нижний Новгород)

В детском саду моих детей у многодетной семьи считают недоразвитыми. Мои дети 7, 4 и 2 года. Старших двух признали с отклонениями, хотя они развиваются по моему мнению очень активно. Старший читает, считает, можем стихи учить. И меня убедили, что они нуждаются из нормальной группы в группу ЗПР. Два месяца они там, и они стали вести себя намного хуже . У старшего начались тики . Меня очень беспокоит состояние своих детей. Что мне делать? Я хочу судиться, потому что считаю, что они это сделали намеренно. Я работаю, муж тоже. Может мне некогда ,но сколько могу я уделяю им времени всегда. Подскажите, по каким законам я сейчас могу действовать. Они совершенно моими детьми за время в садике ничем не занимались и хотят в этом обвинить нас. (Галина, г.Ульяновск,)

Примечание: текст письма, формулировки автора остались без изменений

Я - мама пятилетней девочки. Обращаюсь к Вам, так как тревожит ее поведение в детском коллективе. На вопрос - чем занималась в садике,с кем играла? Ответы - "ни чем, ни с кем". "Я скучала". Или - "сидела одна рисовала, лепила и т.д.". На занятиях неактивна, в основном молчит. Сейчас детки играют в ролевые игры - мамы, папы, куклы, подражают семье. Роль моей дочери в этих играх - киска, или собачка. Мне кажется, что это символизирует неуверенность в себе, застенчивость. Стоит ли нам сейчас обратить на это внимание? Или это лишь особенность ребенка, заложенная природой? Какой совет Вы дадите? Добавлю, что ребенок растет в полной семье, в любви, не отстает по развитию от сверстников, начала рано разговаривать, ходить, очень хорошо рисует (наши рисунки всегда на выставках), контактна, не замкнута, очень усидчива и предпочитает спокойные занятия (может даже заплакать от крика и шумных игр детей). Но меня настораживает, что она находится как будто "в стороне". Буду благодарна за комментарий. (Ольга, г. Сургут)

Моему сыну 3 года и 10 месяцев. В июне мы получили место в детском саду. До этого мы успешно год отходили в частный сад. Ребенок шел с неохотой, со слезами, но через недельку все прошло. Проходили 20 дней и уехали в отпуск, а там ремонт садики 2 месяца, вышли только в сентябре после болезни. Ребенок плакал каждый день. Началась опять адаптация. Как-то, когда мы забирали ребенка из сада, он пожаловался, что его воспитатель обидела, сказал , что она ударила его по голове. Эта воспитатель уволилась. С тех пор нежелание ходить в сад только усилилось, ребенок стал постоянно болеть простудными заболеваниями. Мы теперь в полной растерянности: воспитатель ушла, а проблема осталась. Подскажите пожалуйста, как нам безболезненно адаптировать ребенка, может стоит перевести его в другой садик?

(Мария, г.Сургут)

Моему сыну 4 года. Как и все дети он ходит в сад. Довольно любознательный мальчик, подвижный, общительный. В сад ходит с "переменным" успехом (то болеем, то ходим). В саду ничего плохого про него не говорят воспитатели. Но меня мучает следующее: на все вопросы про сад (чем занимались? что обедали? как зовут воспитателя? есть ли у тебя друзья?
учили ли вы стихи? читали ли вам книжку и т.д.) он мне отвечает: я не знаю, я не хочу.
Хотя дома вместе с ним выучили стих и он мне его рассказывает, что-то спрашиваю другое, он мне отвечает.

(Инна, г. Сургут)

Уважаемые специалисты! Прошу Вашего объяснения поведения сына. Моему сыну 5,5 лет. Он у нас никогда не отличался примерным поведением – шкодливый, шебутной. Со слов врачей, мы это относили к гиперактивности, и надеялись: вот станет постарше – и все наладится. При этом для выброса его сверхактивной энергии водили его в спортзал на детский фитнес. Сейчас он ходит с папой на хоккей. Однако изменений в его поведении не видно. Даже становится еще хуже – в группе его часто наказывают за непослушание (лояльно), жалуется, что никто с ним не дружит, отказывается идти в дет.сад. На днях снимали на видео занятие в группе деток с воспитателем. И я была очень огорчена, когда увидела, что мой сын с отсутствующим выражением лежит на парте, не участвуя в работе. Когда подошла его очередь идти к доске, он отказался идти. Дома при разговоре с ним, он ответил, что знал, что неправильно ответит, и поэтому не пошел к доске. Хотя все педагоги всегда отмечали, что он – мальчик смышлёный и у него светлая головушка.
В семье он тоже стал вести себя хуже. Практически всегда слушается только раза с третьего или после повышения голоса. Дома у нас дружественная семейная обстановка. По вечерам, за ужином я спрашиваю у него как прошел день, с кем играл, во что играл, стараемся анализировать его поступки. Я со своей точки зрения объясняю ему, почему ребята отказываются с ним дружить и воспитатели наказывают, что надо изменить в себе. По выходным я с ним занимаюсь по мере возможности. Мы всей семьей играем в разные игры. Перед сном обязательно захожу к нему поцеловать и сказать, что я его люблю. Наказываем мы его отказами купить новую игрушку, посмотреть мультфильмы, или пойти в детский центр. Сейчас уже стараемся стимулировать хорошее поведение и выполнение занятий в садике летней поездкой на море (так каждый год).
Меня пугает и огорчает в моем ребенке отсутствие заинтересованности, очень частое плохое поведение. Наш воспитатель мне объяснила это недостатком внимания к ребенку. Я уважаю ее мнение, но, на мой взгляд, вниманием наш сын не обделен. После собрания в садике постоянно думаю, как исправить его поведение.
(Мария, город не указан)

Мой старший сын не реагирует на замечания, учиться не хочет, постоянные двойки за классные работы, и не только. Пытаюсь обьяснить, что надо внимательно в школе всё писать, на следующий день идет и повторяется тоже самое. Когда ругаю его отвечает что он всё понял, через 5 минут бегает в отличном настроении как будто ничего плохого не происходит. Мужа боится, потому что может дать ремнём, но это редко очень в крайнем случае. Проблемы начались как пошел в первый класс, с учителем не было контакта, она сделала всё для того чтобы мы ушли из этой школы. Ежедневные звонки, и его в школе пилила она, завуч и учитель продленки. Проучился там год потом перевелись. Накричу потом чувство
вины мучает, уроки вообще делать не хочет, притворяется, что ничего не понимает, хотя с посторонними делает нормально. Подскажите, как быть? Может мы неправильно ведем себя?
(Карина,город не указан)

Моему сыну 5 лет. Как и все дети он ходит в садик. Но вот с сентября месяца у нас появилась новенькая воспитательница, русская ли татарка до сих порпонять не могу, а спросить неприлично. Вообщем антипатия у нас с ней
возникла сразу. Сперва она начала жаловаться на моего ребенка, я отвечала
что дома я с ним поговорю и потом сказала что он боится и больше слушается папу поэтому можете сказать что папа будет ругаться, не знаю правильно ли это? Далее она все равно жалуется и даже вторая воспитательница, которая никогда не жаловалась на моего ребенка тоже начала говорить со второй на равных. Ладно, другая ситуация, мы с мужем разведены и так как муж у меня богатый бизнесмен, то он часто отправляет нас с сыном отдыхать,
и поддерживает всячески, и по этой причине сын пропускает садик. Я что не имею право на это? мол пусть не пропускает и ходит каждый день. Я прислушалась к ним и мы решили подождать новогодних каникул и не пропускать садик. Далее, я в один день пришла по-раньше и обнаружила группу в актовом зале на ритмике, разделась открыла дверь и стала смотреть, педагог разрешила покачав головой, они уже заканчивали, мне было любопытно узнать и посмотреть как ведет себя мой сын. Он вел себя очень хорошо повторял все действия, что показывал педагог. Выходя из зала, меня встречает та самая воспитательница и говорит (не поздоровавшись) " кто вам разрешил туда входить?" на повышенных тонах, имеет ли она на это право я очень вспылила и вообще расстроена ее поведением, неужели мы не имеем право взглянуть на детей во время занятий хоть чуточку (5 мин в тот день)? (Айсылу, г.Казань)

У меня дочь, 5.7 лет. Ходит в садик, на подготовительную группу. У нас всегда все было нормально в садике, и воспитатель нас всегда хвалила и с детьми хорошо ладила. Но воспитатели уволились и вместо них пришли новые, а мы как раз уехали в отпуск на подготовительную 2 месяца. Приехали и все поменялось. Каждый день жалобы на ребенка от воспитателя, и наоборот. Воспитатель говорит детей она (девочка) бьет, обзывает, часто не хочит слушаться, и дошло даже до такого, что дочка моя сняла в садике сандаль и бросила на воспитателя. Я была в шоке. Она очень умная девочка, но упрямая, я как мама знаю, что к ней нужен особый подход, но не знаю, как наладить ее отношения со взрослыми людьми. Дома я ей объясняю и она вроде понимает. Но потом опять все повторяется. Но по ее жалобам на воспитателя, я понимаю, что воспитатель как-то не так с ней обращается. Я уже хотела психологу показать ребенка. Как быть? (Вика, г. Сургут)

Моему сыну сейчас 4,5 года. В сад пошли прошлой осенью. Ходили редко (часто болел). В начале ему нравилось, рассказывал про новых друзей, с кем играл. Но потом, после очередной продолжительной болезни как-то все поменялось. В сад идти отказывался, воспитатели стали жаловаться, что он начал драться, вредничать, жадничать. Я с ним много разговаривала, объясняла. Драться перестал. Но и отношение к нему со стороны детей видимо изменилось. Вот вернулись из отпуска, и я вижу, что детки с ним не здороваются, даже игнорируют. Он каждый день со слезами идет в садик. А сегодня мне сказал, что у него нет друзей и никто с ним играть не хочет. Хотя он активный, веселый, хорошо разговаривает. Не знаю как наладить эту ситуацию, подскажите.
(Марина, г.Сургут)

Помогите правильно поступить в моей ситуации. Я обратилась за помощью к детскому психологу в детском саду по поводу отказа посещения моего сына бассейна в детском саду. Рассказала ей, что год назад, когда я забирала ребенка из сада, он мне пожаловался, что его воспитатель ударила по голове за то, что он написял на тапочки. Естественно, я у воспитателя поинтересовалась, писял ли он в тот день в бассейне в тапочки, она ответила, что нет. Больше я эту тему не поднимала. И вот я упомянула об этом психологу, говоря о возможных причинах непосещения сыном бассейна, сказав, что возможно сын что-то не так понял, или его детки толкнули. Т.Е. прямого обвинения воспитателя у меня не было. После этого разговора ко мне подходит этот воспитатель (про которую сказал сын, что она ударила) и говорит: Почему я сказала психологу, что она (воспитатель) бьет моего ребенка? То есть мои слова полностью были перефразированы. Воспитатель сказала, что отказывается со мной работать, слушать меня отказывалась. Я ей пыталась объяснить, что если бы у меня были к ней претензии, я бы уж точно не к психологу пошла и не через год. Я просто хотела выяснить почему мой сын не ходит в бассейн. Сейчас я не знаю даже, как мне быть. Разве у психолого нет никакой этики, почему она пошла и рассказала все воспитателю? Сейчас я еще осталась виноватой за то, что обратилась за помощью. Помогите пожалуйста, как решить эту ситуацию. Воспитатель меня устраивает, жаловаться я на нее и не думала, в другой садик, группу переходить не хочу. Воспитатель стала меня обвинять, что я на нее клевечу, говорила, идите жалуйтесь куда хотите. Если честно мне ее реакция была непонятной. Она воспитатель, должна бы по-хорошему попытаться, разобраться в ситуации, а она меня даже слушать не хотела. (Елена, г.Орлов)

Дочке 3 года, садик вообще не признает. Я на работу вышла, когда ей было 2 годика, и вот мы за этот год 5 частных садиков поменяли и у бабушки в другом городе успели пожить 2 месяца, а в садик, как только начинаем одеваться сразу слезы "не хочу", "не пойду". Самый большой опыт - это 2 месяца непрерывно ходили в один садик, и каждый день с криками и слезами. Ребенок активный с детьми играть любит, когда в гости приходит кто-то она с удовольствием играет. А вот в садике она вообще не хочет контактировать с детьми, постоянно за воспитательницей ходит. Скоро подходит очередь в государственный сад, а я не знаю, сможем мы ее приучить к нему или нет. Подскажите, что делать? (Майя)

У меня с воспитателем возникла конфликтная ситуация. После моих претензий она начала все отрицать, постепенно переходя на повышенный тон, после чего перешла на ребенка, назвав его самым капризным среди всех детей, что это все исходит от меня и от семьи в целом. Все это происходило при моем ребенке и других детях. У нас полноценная семья, есть еще младшая дочь, мы с мужем при детях не ругаемся, не говорим на повышенных тонах, выслушиваем друг друга, муж у меня не пьет и не курит; дочка подвижна и ... , но при этом очень усидчивая, может подолгу заниматься мелким кропотливым делом (например: собирать бусы), с ней можно договорится и увлечь интересным занятием. После слов в адрес моего ребенка и семьи в целом, я предупредила воспитателя, что данную ситуацию буду поднимать на родительском собрании и при необходимости пойду к заведующей. Затем с дочкой пошли одеваться домой. Воспитатель пошла следом и, зайдя в гардеробную начала перед другими родителями рассказывать все, что произошло между нами, оправдывая себя и обвиняя меня. После ушла в группу, захлопнув дверь.
В этот вечер я дочку долго не могла уложить спать. Спала она беспокойно. Утром, когда проснулась и решила что надо собираться идти в садик, сказала, что не хочет, а когда услышала что не пойдем - обрадовалась. Так же я заметила, что дочь постоянно стала извиняться за каждое свое действие, говоря: «Я больше не буду?» - со слезами на глазах (вымаливая).
Сегодня я созвонилась с одной мамой, которая присутствовала в гардеробной, она мне сказала, что после нашего ухода, воспитатель назвала меня неадекватной и сумасшедшей.
Как правильней поступить в данной ситуации? Кто решает такие вопросы, заведующая или методист? (Анна)

Моей дочке 2 года и 10 месяцев. Ходим в детский садик с августа этого года. Все было поначалу хорошо, хотя сначала мы болели часто, видимо так проходила адаптация. Теперь ходим постоянно, и воспитатель жалуется, что моя дочка кусает детей, обижает, может ударить. Я в недоумении, так как она любит детей, до садика мы ходили на развивающие занятия и все было хорошо. Хотя в садике была такая ситуация, что девочка играла одной игрушкой, потом бросила ее и взяла другую, моя дочка взяла ту брошенную игрушку и стала ею играть. Девочка увидела, стала ее отбирать, а моя недолго думая укусила ее. Я конечно не поощряю ее поступка, но как она должна была объяснить той девочке, что игрушки общие. Мой ребенок плохо разговаривает, поэтому я думаю, что это была реакция на несправедливость. Подскажите, что мне делать в таких ситуациях. Ведь хочется, чтобы она не чувствовала себя виноватой, и боялась чего-то. Она еще не все мне может рассказать и давить на нее тоже не хочу. Как помочь ребенку? (Саглара)

Моему сыну 2,9, второй ребенок. Ребенок очень подвижный, но пугает его неусидчивость и капризность. В последнее время стал переговариваться - я говорю, а он повторяет. Неусидчивость проявляется в играх и занятиях в детском саду. Ребенка хватает на 2-5 минут. Дальше внимание переключается на другое. Капризность проявляется в отношении с сестрой и бабушкой. Он начинает кричать, бить ногами по полу, крутиться на полу, если все не по ему. С сыном стараемся заниматься, но мне, кажется, что все внимание уделено ему, балуем его. Он не может один играть, он постоянно в движении, ему надо с кем-то быть. Очень пугает его поведение. В психологии написано, что характер у ребенка формируется к трем годам. А дальше как нам быть? Как прививать усидчивость? Как убрать капризность? За совет спасибо. (Ирина)

Нашей дочурке 4 года 2 месяца, девочка очень правильная, спокойная и любознательная. Ходит в садик с 2-х лет. Воспитатель характеризует как одну из первых на занятиях. Но когда доходит дело до открытых уроков или утренников - замыкается в себе и начинает плакать в конце выступления, либо вообще молчит. Чем я могу ей помочь? Как приобрести уверенность? (Юлия Викторовна)

До посещения детского сада мы думали, что сын у нас гиперактивный (ребенку 3,2), есть и диагноз невролога. Дома он просто не может нормально играть: ни сам, ни в ролевые игры, делать по дому ничего не дает - сразу начинает разбрасывать что–то , ломать, делать назло. Требует только внимания к своей персоне. У плиты я не могу задержаться и 30 минут, варю обычно когда ребенок спит или с папой. Внимание рассеянное, может что-то схватить, и через минуту бросив игрушку дальше хватать и также бросать игрушки. В общем весь день проходит почти так - ребенок только и занимается тем, что лезет куда не надо, делает что-то такое, за что будут ругать, но делает назло, т.к. требует повышенного внимания к себе.
Я в декрете только им и занималась, все внимание к нему, старалась приобщить к ролевым играм и просто игрушкам. В общем, когда ребенок пошел в сад, мы искренне удивились перемене (только в саду) - он оказывается может спокойно сидеть, убирать игрушки, играет, а также больше всего меня удивило то, что как то я пришла за ним в сончас, няня мыла группу, а наш ребенок спокойно сидел и читал книжку. Дома о таком можно лишь мечтать! В саду и дома поведение абсолютно разное. Конечно, дома он иногда играет, но при этом всегда требует к себе повышенного внимания. Скажите, что мы делаем не так? Как исправить ситуацию? Наверное, ребенок эгоист, и нам невролог как то вроде и шутя, вроде и серьезно посоветовал думать поскорее о брате или сестричке, но я даже думать об этом боюсь - т.к. думаю, что не справлюсь, буду вся на нервах и т.д. Может, дело в слишком сильной любви и ласке к ребенку? Но я вот такая мама, иначе не могу. Самое интересное мы ребенка не балуем особо. В садик ходит с трудом, еще с вечера может плакать. (Наташа)

Здравствуйте! Моему сыну 1 год 8 месяцев, и он ходит в частный детский сад. Сад хороший и ему там нравится, но есть проблема. В группу ходит девочка 1 год 11 м., она кусает моего ребёнка, постоянно покусанный. Говорила маме не раз, она не реагирует, считает, что это недосмотр воспитателя. Воспитатель уже плачет, когда звонит мне, ну не может она её поймать на укусах, очень быстро всё происходит. Сегодня произошёл скандал с мамой девочки, она полностью отстраняется от проблемы. Помимо детей эта девочка грызёт подряд все деревянные вещи, в саду все косяки погрызаны. Помогите, пожалуйста, я просто не знаю, что мне делать, сын каждый день покусанный. Заранее благодарна Вам. (Лариса)

Добрый день, уважаемая Елена Александровна! Нашему сыну 2 года 10 месяцев. С января ходит в садик. Часто болел, максимум неделю отхаживал. Сейчас ходит уже четвертую неделю. Несколько дней назад начались истерики, совсем не реагирует на слова "нет", "нельзя", "В другой раз". Падает на пол и орет, бьет ногами и руками по полу. Может подойти и ударить меня. Я в таких случаях не реагирую, стараюсь не замечать. Потом уже беру в охапку и иду умывать. В саду он ведет себя очень хорошо, воспитатели отзываются о нем как о спокойном, усидчивом ребенке. Подскажите, что с моим ребенком, как мне реагировать? Спасибо. (Ольга)