Татьяна Османкина о новом Законе об образовании и стандартах дошкольного образования

Сургут • Разделы    → Всё про садики (УДОУ)Школьники

В январе этого года исполнилось 50 лет с момента создания в Сургуте городского отдела народного образования. За полувековую историю сперва – отдела, затем – управления, комитета, департамента сменилось немало руководителей. Все они год за годом брали всё новые вершины, постоянно отвечая запросам времени, идеологии и родительского сообщества. Сегодня департамент образования Сургута, курирующий все детские сады и школы города, является, пожалуй, самым образцовым в структуре местной администрации – здесь привыкли решать сложные задачи, брать на себя ответственность за судьбы целых поколений сургутян и постоянно внедрять нечто инновационное. Директор департамента образования Сургута Татьяна Османкина рассказала «Сургутской трибуне» о том, как удалось решить невыполнимую, казалось бы, задачу обеспечения детей от трех лет местами в детских садах, когда все сургутские школьники будут обучаться в первую смену, и какой подарок для нашей детворы мог бы стать лучшим в Год детства.

Решая задачи времени

– Татьяна Николаевна, для департамента образования этот год юбилейный. Назовите знаковые вехи развития системы образования в Сургуте.

– В этом году органу управления системой образования – 50 лет. 21 января 1966 года решением исполнительного комитета был создан отдел народного образования. Успех управленческой деятельности, развитие системы образования, практическая целесообразность принимаемых решений зависят в большей степени от личности руководителя, который, работая в каждый период времени в крайне сложных и противоречивых условиях, все-таки должен достичь в этих условиях оптимальных результатов. Назову руководителей, которые вложили свой интеллект, труд и энергию в развитие системы образования: Зоя Харитоновна Трофимова, Александра Семеновна Чернуха, Василий Ильич Николаенко, Зинаида Петровна Сидорова, Валерий Шейхевич Салахов, Виктор Иванович Лютый, Надежда Яковлевна Стрельцова.

Образование во все времена оказывается на перекрестке социальных, экономических, педагогических проблем и влияющих на него факторов. Общеизвестно, что профессионально-личностные качества руководителя зависят не только от его образования и опыта.

Современная система образования Сургута – сбалансированная, грамотно организованная и вариативная. Это результат труда педагогов, руководителей всех поколений. Сегодня есть понимание, что образование играет определяющую роль во всех сферах жизнедеятельности города и округа. Необходимо осознать стратегические ориентиры развития, нужно научиться просчитывать последствия предполагаемых шагов, как это делает опытный шахматист. В частности, взвесить, сравнить, оценить выгоды сиюминутной экономии на образовании и утерянных, как правило, достаточно отдаленных позитивных результатов. Уверена, что департамент образования администрации Сургута демонстрирует зрелую, взвешенную управленческую позицию.

Не обучать, а развивать

– С 1 января 2016 года, согласно указу президента Российской Федерации В.В. Путина, все муниципалитеты страны должны были исключить очередность детей от трех до семи лет в детские сады. Благодаря каким управленческим решениям это удалось воплотить в жизнь в Сургуте?

– С 2010 по 2015 год было введено 18 детских садов. Таким образом мы создали более 7 700 мест. Для освобождения остальных мест мы изыскивали собственные ресурсы – отремонтировали более 50 групповых комнат в садах, которые использовались под зимние сады и методические кабинеты. Мы освободили всё, что могли. Учитывая, что в 2010 году в реестре нуждающихся было более 22 тысячи детей. 13 ноября 2015 года в региональном информационном реестре нуждающихся детей не зарегистрировано ни одного ребенка от трех до семи лет – это историческая дата для системы дошкольного образования города. Сегодня мы занимаемся распределением в ДОУ детей от полутора до трех лет.

– В прошлом году случилось еще одно историческое событие для дошкольного образования страны в целом – введение ФГОС в детских садах. Как стандарт дошкольного образования внедряется в сургутских детских садах?

– Да, это действительно событие знаковое. Предыдущий закон не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психологического развития, развития индивидуальных способностей и коррекции нарушения развития детей. Новый Закон об образовании и федеральные образовательные стандарты дошкольного образования существенно конкретизировали цели дошкольного образования. В их числе – формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, укрепление здоровья детей.

Хочу отметить, что акцент делается на общеразвивающие цели дошкольного образования. Развитие – ключевое слово дошкольного детства. Федеральные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к условиям, результатам освоения программы. Освоение образовательных программ в детских садах вовсе не подразумевает проведение промежуточных аттестаций дошкольников. Подтверждением выполнения требований стандарта является результат педагогической работы с ребенком, отраженный в карте индивидуального развития каждого детсадовца. Поэтому важно обсуждение с родителями этих результатов и передача карты ребенка в начальную школу учителю.

Частный бизнес в помощь

На работу с детьми по новым стандартам необходимы средства – новое материально-техническое оснащение, закупка конструкторов, развивающих игр, переобучение воспитателей, скорее всего. Денег на все эти нужды сургутских ДОУ хватает?

– Безусловно, сегодня необходимы серьезные финансовые вложения в дошкольное образование. Деньги нам поступают из двух источников. Главный ресурс – это окружной бюджет. Правительство округа в рамках нормативного финансирования позволяет нам до семи процентов тратить на обеспечение образовательной среды нужным учебным оборудованием. Второй источник – это местный бюджет. Отмечу, что на нужды системы образования запланировано 46 процентов от общего бюджета города.

– Что касается частных детских садов, я имею в виду те дошкольные организации, которые получили лицензию на образовательную деятельность, они в прошлом году очень помогли департаменту образования решить вопрос с очередностью. В чем их преимущество перед муниципальными садиками?

– Это большой прорыв – лицензирование пяти частных дошкольных образовательных организаций, а также открытие билдинг-сада в Сургуте. Частные детские сады, имеющие лицензию, финансируются департаментом и реализуют программу согласно ФГОС. Конкурентное преимущество такой организации – меньшая наполняемость групп. Если в муниципальных садах в группе может находиться до 30 детей по списку, а по факту – 25 человек, то в частном саду списочная численность – 20–22 ребенка. Фактическая наполняемость групп – 16–17 деток. Всё остальное у них так же, как и в муниципальных садах. С января 2016 года появился еще и сертификат дошкольника, который позволяет снизить родительскую плату за посещение частных садов ровно на три тысячи рублей. Это приближает ежемесячную плату к стоимости услуг в муниципальных садах.

Новый марафон

– Если смотреть на демографическую ситуацию в Сургуте, становится понятно, что сейчас перед департаментом образования возникает новая задача – обеспечить детей местами, но уже в школах. Ко всему прочему, по указу президента школьники к 2025 году должны обучаться только в первую смену. Сургуту под силу справиться с этой задачей?

– Эта задача стоит не только перед Сургутом, но и перед многими муниципалитетами и регионами страны. Сегодня 36,6 процента от общего числа всех сургутских школьников занимаются во вторую смену. При этом окружной норматив – 20 процентов, а федеральный и вовсе 10 процентов. Для нашего города строительство школ является самой насущной проблемой. Существует программа развития образования Югры до 2025 года, которой предусмотрено строительство восьми школ в Сургуте.

Но это не решит проблемы полностью. Сегодня мы располагаем 29 тысячами посадочных мест (с учетом школы № 9, которая должна открыть свои двери 25 января. – Прим. автора). Потребность составляет еще 27 тысяч мест. В общей сложности в Сургуте может быть построено 20 новых школ, которые округ готов внести в формируемую в настоящее время программу, направленную на создание новых мест в общеобразовательных организациях до 2025 года. У нас разработана пошаговая схема решения проблемы. До 2018 года нам необходимо исключить третью смену, перевести детей 1–4-х классов, а также 10–11-х классов на первую смену обучения.

Кроме строительства новых объектов, планируется строительство дополнительных блоков как в школе № 10, на территории школ № 19, 4. А в момент проведения капитальных ремонтов в образовательных организациях № 6, 29, 27, 38 мы предполагаем расширить число учебных мест. Это будет выполнено в период с 2017 по 2020 год. Департамент архитектуры и градостроительства готовит документы на проектирование школы в 32 мкр. на 820 мест, школы в 33 мкр. – на 1 500 мест (строительство этих объектов должно начаться в 2017 году. – Прим. автора).

– Для такого большого количества школ необходимы еще и кадры. Сегодня в Сургуте уделяется особое внимание педагогам. Довольны ли вы качеством их работы?

– Два года подряд мы пользуемся такой мерой социальной поддержки, как аренда жилья для педагогов по отдельным предметам. Это дает результат – более 100 иногородних педагогов удалось привлечь. В последние годы сложилось очень продуктивное сотрудничество с Сургутским государственным педагогическим университетом. Мы целенаправленно работаем с нашими выпускниками и мотивируем их на поступление в СурГПУ и в рамках совместного проекта «Вернись в родную школу педагогом», и по программе целевого набора. В 2015 году в СурГПУ поступили на педагогические специальности 80 выпускников, 52 из них – сургутские абитуриенты. Для детских садов готовим специалистов совместно с центром занятости населения, а также с филиалом Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. В настоящее время мы испытываем потребность в учителях математики, физики и иностранного языка, поскольку через три года наши дети должны будут сдавать третий обязательный экзамен по английскому языку.

Во главе – книга

– Сейчас много говорится о переходе школьников на электронные учебники. В Сургуте этот процесс уже начался. Как это будет выглядеть – наши дети не будут держать в руках книги вообще?

– Нет, ни в коем случае. Я не боюсь показаться консервативной в данном вопросе, полагая, что книга и электронный носитель должны жить в мире и согласии в наших школах. Электронные учебники и планшеты школы активно закупают. Сейчас очень аккуратно идет их внедрение в процесс обучения – фирмы, которые поставили нам эти электронные учебники, проводят консультации с педагогами. Учитывая, что социальный уровень у семей разный и не во всех могут себе позволить купить для дома рабочий планшет, учебник сохранится, мы не можем поставить в неравные условия учеников.

˜– В заключение хочется спросить о Годе детства в Югре. В Сургуте курировать это направление работы будет департамент образования. Какие задачи стоят перед департаментом образования сегодня?

– На днях состоялось открытие Года детства в нашем городе. 1 июня мы устроим большой фестиваль для детей. Это что касается мероприятий, но мы думаем и о долгосрочных перспективах. Мы определяем качество по степени достижения одобряемых нашим городским родительским сообществом целей образования. Качественное образование – это образование высокоэффективное. Наша цель – создать все условия для детей города, чтобы они имели возможность получить достойные знания. Еще одна задача – обеспечить доступность всех видов образования. Большая часть услуг по дополнительному образованию платные. А школы и детские сады для некоторых детей пока остаются недоступными территориально.

В числе первоочередных задач – введение и организация инклюзивного образования, обеспечение системы образования города педагогическими кадрами, перевод школьников в односменный режим обучения.

Ольга Прядоха

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 29.01.2016