Работаем для тех, кто нуждается в помощи

Сургут • Разделы    → Здоровье

Психолого-медико-педагогической комиссии Сургута – 20 лет

В решении проблем детей и подростков с особенностями в развитии значительную роль играет психолого-медико-педагогическое консультирование. Вот уже 20 лет в Сургуте в этом направлении эффективно работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). За эти два десятилетия в комиссии были обследованы и получили консультативную помощь более 20 тысяч детей и их родителей. На прошлой неделе представители СМИ города побывали в комиссии, чтобы воочию убедиться, кто и как обследует «особенных» детей.

Дети нуждаются в помощи

Наталья Хоманько имеет два высших образования, она учитель русского языка и литературы и логопед. В комиссии Наталья Анатольевна работает уже 13 лет, с 2013 года она начальник отдела по организации работы ПМПК.

– В прошлом году исполнилось 20 лет с момента образования в Сургуте нашей комиссии как постоянно действующего органа, – рассказывает Наталья Хоманько. – Это первое подобное учреждение в округе. У нас работают учителя-логопеды, дефектологи, психологи, врачи, сформирована своя база данных. В развитии детей существует такое понятие, как «условная норма»: багаж знаний и умений, навыков социального поведения, самообслуживания, развития речи и другие факторы. Если ребенок этой нормы не достигает, у него могут возникнуть проблемы в обучении. Развитие, социализация и подготовка к обучению в школе могут быть достигнуты совместными усилиями родителей и специалистов, педагогов и врачей. Не всегда удается добиться полного успеха, но помощь ребенку, в том числе и усилиями родителей, все равно дает результат.

Комиссия работает с детьми от рождения до 18 лет. Есть программы для детей с нарушениями слуха, речи, интеллекта, аутистического спектра и другие. В заключении ПМПК указывается на необходимость проведения коррекционных занятий, использование специальных учебников и средств. Получая заключение, родители имеют право обратиться в органы управления образованием либо в образовательную организацию. У нас налажено тесное взаимодействие со всеми образовательными организациями. Наша цель – сопровождать ребенка в течение всего периода его обучения. Через определенное время ему может потребоваться помощь новых специалистов, в том числе и по проведению профориентационной работы. Такие дети нуждаются в педагогической помощи постоянно.

Лучше проблему не замалчивать

– Некоторых родителей слово «комиссия» пугает, – рассказывает Наталья Хоманько. – Зачастую родители говорят о том, что испытали шоковое состояние, услышав о необходимости посещения ПМПК. Конечно, не всегда родители готовы услышать, что у их ребенка есть проблемы. Но не нужно пугаться, надо разобраться, что за этим стоит. И здесь специалистам комиссии надо понять, готов ли родитель сейчас принять информацию о ребенке и в каком объеме. Есть мнение врачей, что детей с нарушениями интеллекта становится все больше, количество обращений в комиссию ежегодно растет: в 2013 году – 1200 обращений; в 2014 г. – 1425 случаев; в 2015 г. – 1533. То есть на 100-200 детей число обращений увеличивается. Родители приходят в ПМПК сами, интуитивно чувствуя, что у ребенка в развитии что-то не так. В приоритете работы комиссии – раннее выявление отклонений в развитии. Доказано наукой и практикой, что чем раньше начинает оказываться помощь, тем лучше результат. Одно из самых распространенных заблуждений родителей: если ребенок не говорит до пяти лет, ничего страшного, после «выговорится». Но речь – это один из ярких показателей того, что у ребенка какие-то проблемы. Если речи нет, это может быть задержка речевого развития, которая быстро исправится, но это может свидетельствовать и о том, что у ребенка серьезные проблемы с развитием интеллекта. Все функции в организме взаимосвязаны, и если одна из них нарушена, то все остальные тянутся за ней как за ниточку.

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в Сургуте осуществляется с августа 1995 года. Реализация права детей с особенностями развития на получение своевременной помощи является одним из приоритетных направлений деятельности ПМПК. Четкая и профессиональная работа этих специалистов на протяжении всех лет существования ПМПК помогает детям с проблемами в обучении, родителям, испытывающим трудности в воспитании, специалистам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями. Профессиональные знания, материальные чувства, педагогическую выдержку и такт посвящают детям специалисты ПМПК, оказывая своевременную психолого-педагогическую помощь в реабилитации и социализации детей с проблемами в развитии. В результате данной работы у значительного числа детей устранены нарушения в развитии, большинство детей достигли нормы возрастного развития.

В основе общения с ребенком – игра

В комиссии работают два педагога-психолога, два учителя-дефектолога, два учителя-логопеда, психиатр, невролог. У всех опыт практической работы не менее 10 лет. Основные принципы: умение работать в команде, слышать друг друга, уметь принимать взвешенные решения исключительно в интересах ребенка. Основной принцип общения с ребенком, конечно, игра.

Нам показали фрагменты занятий по обследованию детей. Наша ПМПК единственная в округе обладает специальными помещениями, безбарьерной средой: здесь пандусы, расширенные дверные проемы, специальный санузел, беспороговая кабинетная среда. Есть особая игровая комната, где специалисты имеют возможность наблюдать за ребенком «за стеклом» (зеркало Гезелла) – специальной прозрачной стеной, не мешая малышу с трудностями адаптации находиться в игровой комнате только с мамой. Педагоги анализируют, как ребенок ведет себя в естественной игровой деятельности, и подключаются лишь в определенный момент.

В день пресс-тура дети считали фигурки, составляли по картинкам рассказы, определяли размеры и цвета предметов. И очень хорошо, что у тех, кто был в этот день на ПМПК, прогнозы благоприятные: эти дети смогут учиться в обычных образовательных организациях.

Работа с детьми, родителями и педагогами

Елена Пороскова – врач-психиатр БУ «Сургутская клиническая психоневрологическая больница», в составе ПМПК работает все 20 лет:

– Сейчас очень много гиперактивных детей. Родители обращаются в связи с этим и с маленькими детьми, и уже школьного возраста. Гиперактивность мешает ребенку в усвоении программы. Да, действительно, часто это связано с заболеваниями ЦНС, что корригируется и медикаментозно, и педагогическими приемами. Обычно гиперактивность при правильном подходе к устранению проблемы компенсируется годам к десяти.

Родители, приводя детей на комиссию, больше всего боятся услышать психиатрический диагноз. Наша задача – объяснить, что необходимо лечение и специальное обучение. Все дальнейшие действия происходят только с согласия родителей.

Педагогический стаж Надежды Вилковой – 32 года, из них 15 лет педагогом-психологом. Педагог с гордостью говорит о своих учениках, ведь некоторые из них, пройдя обучение в коррекционных классах, позже окончили университет! Надежда Павловна встречается с бывшими учениками.

Специалисты комиссии работают с педагогами образовательных организаций Сургута. Так, отдел ПМПК курирует три городских методических объединения педагогов: Лариса Халтурина курирует учителей-логопедов дошкольных учреждений, Светлана Черепанова, учитель-логопед ПМПК, работает с учителями-логопедами общеобразовательных учреждений, учитель-дефектолог Ирина Григорьева курирует городское объединение учителей-дефектологов.

Елена Михайлева – врач-невролог МУЗ «Клиническая городская поликлиника №2», в составе ПМПК работает с 2001 года. Елена Анатольевна рассказала нам о том, что всего важнее:

– Врач-невролог в комиссии отвечает за медицинское обследование ребенка. Его задача – выявить проблемы со стороны нервной системы, проанализировать документы и понять, какая патология первична, а какая – вторична. С течением времени патологии детей меняются: если, скажем, в начале 2000 годов больше было речевых патологий, то в настоящее время речь страдает вторично, превалируют нарушения психической сферы. Это накладывает определенные сложности в работе, ведь чтобы правильно поставить диагноз, нужно в тесном контакте поработать со многими специалистами и врачами, а затем дать рекомендации на обучение по адаптированным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такое количество видов помощи детям с ОВЗ, как в нашем городе, сегодня есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Это учреждения, где занимаются с детьми с речевой патологией, с патологией органов зрения, слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями и другими. Большое подспорье для родителей и детей!

Информация о комиссии размещена на сайте Администрации города в разделе Департамент образования – Центр диагностики и консультирования, в структуру которого входит комиссия. Сведения о ней можно найти на сайтах образовательных организаций – школ и детских садов, а также на сайтах поликлиник города.

Елена ЗАДОРОЖНАЯ

СУРГУТСКИЕ ВЕДОМОСТИ
№7(738) от 27 февраля 2016г.

=Материал опубликован 27.02.2016