Что делать, когда ребенок "довел", и почему нельзя отвешивать подзатыльники

Разделы    → ПсихологияВоспитание
Автор фото: Александр Онопа

Раздражает ли вас ваш ребенок? Бывает ли желание закричать на него, одернуть или дать подзатыльник? Признаете ли вы, что наказание – иногда очень действенный способ воспитания? Прежде чем говорить «нет», вспомните самые сложные ситуации в отношениях со своим ребенком, когда вы не могли добиться от него желаемого результата; когда он закатывал в магазине истерику, не желал убирать игрушки, вредничал и делал все наперекор вам; когда ребенок-подросток недовольно бурчит, не хочет делать уроки, все забывает и весь «какой-то не такой»...

Каждый родитель порой оказывается в ситуации, когда нужно «принять меры» - незамедлительно воздействовать на ребенка для исправления его поведения. И, к сожалению, у каждого родителя своя «точка кипения» и свое понимание воспитания. Нередки случаи, когда родители избивают младенцев за то, что они кричат, выгоняют малышей на мороз за непослушание, систематически издеваются над детьми в «профилактических» целях («А чтоб даже и не думал дурить»...). Становится страшно от понимания того, что все это совершают самые близкие для ребенка люди.

Но и в благополучной семье любящие родители могут взорваться и забыть о всех педагогических подходах. Ребенка трясут, отвешивают шлепки, кричат: «Ты что, дурак?!». Спустя время всем будет стыдно и неловко, но чувство вины перед ребенком – еще не гарантия того, что подобное не повторится.

У точки кипения

Но давайте сначала поговорим о том, к чему приводит насилие над ребенком в семье? Неуверенность в себе («я плохой»), тревожность и страхи («я не могу быть хорошим», «меня не за что любить»). Как результат – отвержение самого себя, неумение любить, выстраивать отношения с другими людьми, зависимость от мнения других. Это то, с чем ребенок пойдет по жизни, когда вырастет. Сейчас, пока он еще мал, стресс от наказаний может проявляться в беспокойном сне, неврозах и тиках, неустойчивых эмоциях. Кроме того, в состоянии стресса процессы мышления замедляются, ребенок словно впадает в ступор и порой не понимает самых простых заданий. Может проявляться «забитость» или, наоборот, агрессивность в поведении.

Что же делать родителям? Понятно, что некоторые поступки ребенка могут раздражать и злить. Но прислушайтесь к себе. Что именно вас раздражает? Из-за чего вы злитесь? Относится ли это непосредственно к ребенку? Так бывает, что злость и раздражение могут совершенно не относиться к вашему ребенку. Рассмотрим несколько ситуаций. У вас был сложный день – застряли в пробке, не сделан отчет, нахамил продавец. А вечером ребенок скачет по квартире и долго не ложится спать. Это становится последней каплей, и вы срываетесь на ребенка за все дневные неудачи. Другой пример: ребенку сложно дается учеба. Требуется много времени на подготовку домашних заданий. Часто нужна ваша помощь и дополнительные объяснения. И родитель не выдерживает: «Почему все могут, а ты нет? Читай еще! Переписывай! Шевели мозгами!». Что движет вами в этот момент? Может, неуверенность в себе как в родителе? Или страх потерять «лицо», ведь в хорошей семье и дети должны быть идеальными?

Родительский авторитет держится не на физических угрозах и моральном унижении, а на взаимном уважении и доверии, честности и справедливости. И если уж ребенок вывел вас из себя, постарайтесь сохранить лицо. Если чувствуете, что эмоции переполняют вас и вы не сможете удержаться от необдуманных поступков, лучше возьмите паузу, уйдите в другую комнату, постарайтесь успокоиться. Это позволит вам адекватно отнестись к ситуации и понять, действительно ли ребенок виноват в происходящем. Еще один способ: представьте, что на месте вашего сына или дочери чужой ребенок, значимый для вас взрослый человек или, в конце концов, вы сами. Позволили бы вы себе в этом случае поступить так, как собираетесь?

Инструкция по воспитанию

Если вы считаете некое поведение ребенка неприемлемым (например, грубить старшим), то своих требований придерживайтесь всегда. Говорите с ребенком
спокойно, четко обозначая, что вы от него хотите. Прежде чем наказать, всегда объясняйте, почему вы вынуждены это делать. Что вам не понравилось? Что ребенок сделал не так? Почему это плохо? И как нужно было бы поступить?

Каким может быть наказание, когда оно необходимо: лишение приятного (отказ от игр, телевизора, прогулок с друзьями, сладостей), «исправительные работы» (запачкал одежду? – постирай!), тайм-аут (ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или в тихом уголке и подумать над своим проступком), личное извинение (просить прощение у того, кого он обидел), игнорирование (в случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала), сказка вместо наказания (рассказывайте ребенку истории о героях с похожими переживаниями и проблемами, и о том¸ как они находят выходы из сложных ситуаций). При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что, даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

Наталья Карловская
педагог-психолог МКУ «Центр диагностики и консультирования»

Новости Югры - http://ugra-news.ru

=Материал опубликован 18.12.2017