Игра в принцесс: как не испортить характер девочек?

Сургут • Разделы    → ПсихологияВоспитание
фото с сайта ya-roditel.ru

Вы заметили, что современные девочки разительно отличаются от своих мам в детстве? Мы, старшее поколение, были просто девочками, а теперь вокруг нас сплошь и рядом принцессы: на детских площадках, в детском саду, в городских парках нас окружают маленькие красавицы в нарядных платьицах, туфельках и с прическами. Каждая девочка с первых лет жизни имеет свой арсенал косметики и успешно им пользуется. Удобные короткие стрижки сменили замысловатые прически, на которые по утрам приходится тратить уйму времени. Да и обращение к девочкам заметно изменилось: вместо привычного обращения по имени все чаще слышатся «красавица» и «принцесса». Сменились и игры в детском саду: прятки, салки, «дочки-матери» стали неинтересны девочкам. Теперь они играют в принцесс.

Кто-то из читателей удивится: что здесь плохого? На первый взгляд – ничего, но давайте попробуем рассмотреть игру в принцесс с разных сторон.

Кто такая принцесса?

Для начала, давайте разберемся с особенностями этого персонажа. Не станем вдаваться в исторические и политические подробности, а обратимся к сказкам. В них принцесса - это красивая девочка, которую все любят и за чье сердце сражаются смелые герои. Принцесса, возможно, добра и отзывчива. Но чем она занята? Складывается впечатление, что принцесса ежедневно занимается только созданием нарядов, причесок, танцами, прогулками и балами. Мы редко видим ее за работой, а если она и трудится, то лишь для того, чтобы в конечном итоге переселиться во дворец и никогда больше не работать.

Когда девочки начинают играть в детском саду в ролевые игры, то роль принцессы – это всегда особая роль, можно сказать статусная. В группе не может быть несколько принцесс, так как кто-то должен же быть слугами и фрейлинами. При этом каждая девочка хочет стать именно принцессой.

Что входит в обязанности игровой принцессы?

Капризы и приказы: принеси, подай, одень, причеши. И ролевые слуги подчиняются этим приказаниям только потому, что, по условиям игры, они сами когда-нибудь станут принцессами и с удовольствием будут командовать.

Как стать принцессой? Вот здесь и кроется самая большая проблема. Дети считают, что принцессой может стать девочка в самом красивом наряде или с самой красивой прической. Они не думают о моральных качествах и начинают бороться за лидерство исключительно за счет внешних атрибутов. Таким образом, у девочек с ранних лет появляется стремление быть красивее (а отнюдь не умнее или талантливее) других, во что бы то ни стало одеваться лучше всех и находиться в центре внимания. Так в сознании девочки складывается ложная система ценностей, которая в дальнейшем может оказать влияние на характер и образ жизни ребенка.

Все ли могут стать принцессами? Увы, нет. Часть родителей не зацикливаются на внешности девочки. Им важно удобство одежды, а не её красота, тем более, что не у всех есть средства регулярно покупать дорогие платья. Не все родители успевают делать девочкам по утрам замысловатые прически, и поэтому завязывают простой хвост. Так в группе девочек появляются явные лидеры и аутсайдеры.

К чему может привести подобное расслоение в группе дошкольников?

Естественно, что первый удар наносится по самооценке тех девочек, которые не могут стать принцессами. У постоянных лидеров появляется возможность чувствовать себя лучше других, не прикладывая для этого никаких усилий. Её красиво наряжают родители, и это входит в привычку. А если по каким-то причинам нарушается желаемый ход событий, то маленькая принцесса пускает в дело всё «оружие» - слезы, требования, капризы, обиды, упреки, жалобы. Причем, часто такое поведение превращается в норму.

Вторая категория девочек, которые вынуждены большую часть времени находиться в роли слуг и фрейлин, чувствует свою несостоятельность и неполноценность. Они хуже других, потому что мамы не делают им по утрам красивых причесок, не покупают новых платьев. На первый план выступает не личность ребенка, а внешние данные. Ребенок ничего не может сделать, чтобы вырваться из роли слуги. Это ещё больше обижает и угнетает его. Он начинает искать виноватых, и виноватыми, как правило, оказываются родители, потому что они бедны или слишком заняты и не успевают плести дочери красивые косы. Таким образом, зарождается конфликт между ребенком и родителями, который в дальнейшем может перерасти в серьезную проблему.

Обязательно появится третья категория девочек, которая «выйдет из игры». Они будут играть в одиночестве или перейдут играть к мальчикам, что будет вызывать беспокойство у педагогического персонала. Это естественно, ведь ребенок-отшельник выходит из круга общей коммуникации, а это в дальнейшем может привести к проблеме с социализацией.

Возможен ли перенос игры в реальность?

Ответ утвердительный. Маленькая принцесса продолжает игру дома, особенно, если для этого у нее есть все атрибуты: комната для принцессы, кроватка как у принцессы, косметика, игрушки – все напоминает сказочный домик.

Плохо ли это? Возможно, и нет, если при этом вы не наблюдаете за девочкой капризов, но часто принцессы заигрываются и начинают приказывать бабушкам, братьям и сестрам, родителям; отказываются от выполнения поручений, требуют повышенного внимания к себе. Безусловное, все это необратимо портит характер. С возрастом куколка может превратиться в капризную и несамостоятельную пустышку, для которой мир вещей будет важнее мира эмоций и чувств.

Как не испортить характер девочке и сохранить игру?

Тем не менее, нельзя запрещать девочкам совсем играть в принцесс. Примеряя на себя этот образ, они учатся женственности, приобретают первые представления о красоте, без которых невозможно гармоничное развитие личности. Главное – правильно организовать игру в принцесс. И сделать это должны уже сами родители.

1. Если у вас дома часто собираются девочки, то предложите им создать клуб принцесс, где нет слуг, а все находятся в равных условиях.

2. Пусть в этом клубе будет серьезный отбор, и принцессам нужно будет не только иметь красивое платье, но и знать этикет, правила хорошего тона, иметь широкий кругозор и любознательность. Проводите в игровой форме экзамены для принцесс, на которых каждая девочка должна доказать, что она достойна быть членом клуба.

3. Акцентируйте внимание на нравственных достоинствах принцесс, когда читаете девочкам сказки, и подбирайте книги, где главная героиня в первую очередь умна и добра, а не только красива.

4. Не покупайте девочкам много косметики, платьев, корон и прочих «атрибутов» принцессы. Постарайтесь увлечь ее радостями реальной жизни – спортом, творчеством, рассказами о животных.

5. Учите девочек разделять одежду в зависимости от ситуации: в этом можно пойти на праздник, а в этом на прогулку. Не наряжайте девочку как куколку, если просто идете с ней в магазин. При этом важно, чтобы внешний вид всегда был опрятным, а одежда была удобной.

Дорогие родители, несомненно, ваша дочка самая лучшая, красивая и любимая, но сделайте все возможное, для того чтобы она была готова к жизни в реальном мире, который, увы, весьма далёк от сказок.

Светлана Садова

Я - родитель

=Материал опубликован 20.08.2018