Из чего сделаны мальчишки и девчонки

Сургут • Разделы    → Психология

«Ах, какая у вас спокойная девочка, вот уже полчаса в песочнице играет. А я со своим егозой и пяти минут посидеть не могу», - на детской площадке подобный разговор можно услышать в течение дня несметное количество раз. Современных мамочек хлебом не корми, а дай им сравнить достижения и неудачи своего ребёнка с другими детьми. Этот марафон начинается с рождения, и, к сожалению, никогда не заканчивается.

«Ваша-то Лерочка на пятёрки учится, а мой лоботряс только тройки в дневнике приносит»; «Опять на родительском собрании всех детей кроме тебя хвалили». Приводить примеры горячей родительской любви можно до бесконечности, а вместе с тем, мы не просто делимся с детьми своей обидой и переживаниями за них, но и навешиваем им на всю жизнь ярлыки неумех и неудачников. А нам всего лишь надо просто научиться любить своих детей. Откажитесь от привычки сравнивать их между собой. Мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.

Что мы знаем о мальчиках?

Их мышечная масса в среднем на 30% больше, чем у девочек, они сильнее, и за счёт большого количества в крови эритроцитов, их тела больше склонны к движению. В детстве они в два раза больше подвержены травмам и болезням, да и воспитатели в детском саду чаще именно мальчиков называют трудновоспитуемыми детьми. А так ли это на самом деле?

Что не нравится педагогам и родителям в поведении мальчиков? Они постоянно бегают, везде лазают, громко разговаривают, всё время что-то ломают, куда-то испаряются, дерутся. Куда проще с девчонками, взявшими в руки кукол, расчёски, книжки. А ведь подобное поведение говорит о нормальном физиологическом и психическом развитии ребёнка.

А о девочках?

Девочки раньше начинают ходить и говорить, они послушны, активнее общаются со взрослыми, для них важна оценка их внешности и их деятельности. В детстве они реже плачут, менее беспокойны, и легче переживают разлуку с матерью. Они больше, чем мальчишки склонны к стабильности и сохранению того, что создали сами и другие, они менее эмоциональны и чувствительны к различным раздражителям.

В своих играх они опираются на ближнее зрение, им удобнее и интереснее играть в маленьком уголке, где всё под рукой, а мальчики «страдают дальнозоркостью» - им нужно пространство, чтобы кидать предметы, догонять друг друга, строить города, ходить в походы, преодолевать препятствия. Одна моя знакомая рассказывает, что её сын может играть в солдатиков целую неделю, потому что у него одна армия живёт в спальне, другая – в кухне, а поле для сражений – гостиная.

Таким образом, получается, что девочка развивается по своим биологическим законам, а мальчик за них же вынужден терпеть наказания и осуждение.

Это ГОРМОНЫ во всём виноваты?!

В физиологическом развитии мальчика есть такие периоды, когда в его организме повышается уровень главного мужского гормона – тестостерона и ребёнок становится в два раза активнее. Нет, у него не портится характер, и он необязательно всё делает назло родителям, просто он растёт. В 4 года, благодаря тестостерону у него формируется мужской характер, а в 13 – пока организм озабочен быстрым ростом, ребёнок предстаёт перед окружающими вялым, неорганизованным и ничем не интересующимся тинейджером.

Тестостерон также влияет на энергетику и настроение. Поэтому мальчишек с высоким уровнем этого гормона обуздать очень сложно. Они всегда будут выделяться среди сверстников бунтарским поведением, физической зрелостью, стремлением к лидерству и мощным энергетическим зарядом. Про такого взрослого мужчину говорят, что он прирождённый лидер.

Мальчики боятся хаоса, в ситуации неопределённости они становятся активнее и жёстче, а если у них ещё нет лидера, то затевают борьбу за первенство. Вот откуда берутся эти самые драки!

Главным женским гормоном по праву считается эстроген, ведь именно он выполняет основную работу по превращению девочки в женщину, готовя её к материнству. Он также обладает успокаивающим действием, поэтому девочки спокойнее и добрее мальчиков, у которых балом правит гормон агрессивности – тестостерон, заставляющий мужской пол «охотиться и убивать добычу».

Отец – это важно!

Мальчики любят героев. Но в силу своего возраста они не всегда выбирают лучший объект для подражания. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш сын вырос воспитанным, добрым, заботливым, сильным позаботьтесь о том, чтобы рядом с ним с детства находился такой мужчина. Особенно важной роль отца признаётся после 6 лет, когда мальчику нравится проводить время с ним: мериться силой, ходить в походы, на рыбалку, в мужскую компанию, чинить машину или делать ремонт. Отец, знакомя ребёнка со своим образом жизни, демонстрируя ему свои увлечения, оказывает сыну доверие и принимает его во взрослом статусе. А сын, включаясь в жизнь отца, перенимает его привычки, реакции, отношение к окружающим, и к женщинам в частности, через взаимодействие родителей друг с другом в быту.

Данные статистических исследований показали, что мальчики, воспитывающиеся без отца, чаще попадают в неприятные истории, они более ранимы и обидчивы, а также склонны к агрессивному поведению. Отец в жизни девочки также играет большую роль. В семьях, где нет отца, девочки чаще бросают школу, ведут беспорядочный образ жизни, у них наблюдается заниженная самооценка

Во многих семьях отцу в воспитании ребёнка отводится устрашающая и карательная роль. Мама, стараясь добиться от дитя послушания, пугает его: «Всё папе расскажу, он тебе покажет, как маму не слушаться». Не надо их запугивать, тем более, если вы свой приговор не приводите в исполнение. Очень быстро ребёнок поймёт, что ему за это ничего не будет, а ваш авторитет в его глазах упадёт ещё сильнее.

Но и увлекаться физическими наказаниями тоже не стоит. Рукоприкладство и словесные унижения не помогут добиться послушания, они только разовьют в детях злость и агрессию по отношению к другим людям. Но это уже другая история.

«Я как мама! Я как папа!»

В эпоху унисекса, когда внешний вид и интересы у мальчиков и девочки одинаковые, родители, воспитывая своих детей, могут помочь им в будущем найти своё место в жизни, если сейчас, в детстве, правильно сформируют у них социальную роль. О чём это я? Мужчины не должны забывать, что они – добытчики, а женщины – хранительницы семейного очага, матери и хозяюшки. Чтобы привить ребёнку правильную жизненную стратегию, нужно начинать как можно раньше. НЕ бойтесь давать сыну инструменты, пусть забивает гвозди и чинит сломанный стул, купите ему удочку, возможно первая самостоятельно пойманная рыба принесёт больше радости, чем новая компьютерная игра или новомодная игрушка!

Девочка, вырастая, должна желать быть не только модной, сексапильной и деловой, но и аккуратной, ответственной, трудолюбивой. Эти качества необходимо взращивать ещё в раннем детстве. Научите её ухаживать за цветами, животными, своими плюшевыми игрушками. Позовите вместе с собой на кухню печь пироги или накрывать на стол, научите вышивать и шить одежду для кукол. Я знаю, что быстрее и проще купить её в магазине, но возможно навыки кройки и шитья пригодятся вашей девочки не только как детское увлечение, но и как хобби или даже профессия.

Девочка всегда хочет быть как мама. Не отказывайте ей в этом удовольствии. Будьте для неё примером истинной женщины – нежной, заботливой, доброй, терпеливой, любящей.

Первый раз – в первый класс

Сейчас многие родители решают отдавать мальчишек в школу в возрасте, не достигшем 7 лет. Наука же говорит о том, что мальчикам следует поступать в школу на год позже своих одноклассниц, то есть в 8. Дело в том, что в 6-7 лет мелкая моторика руки ещё недостаточно развита, зато развитие крупной моторики идёт полным ходом, ребёнок постоянно испытывает желание двигаться. Вот почему на уроках он постоянно вертится, проситься выйти, а на родительских собраниях говорят о его неусидчивости.

Из года в год подтверждается факт о том, что отличников больше среди девочек. Почему? Причин несколько. Во-первых, у них лучше развит речевой центр, потому что он находится в обоих полушариях, а не как у мальчиков – в одном. Вследствие этого девочки раньше начинают говорить, им легче даются навыки письма и чтения. Во-вторых, образовательная программа и учителя больше ориентированы на девочек. Педагог, видит устремлённые на него глаза девчонок и принимает их сигнал о готовности к уроку, тогда как мальчикам, чтобы собраться и вникнуть в то, что говорит учитель времени ещё недостаточно. Только к середине урока он готов воспринимать информацию, но к этому времени, объяснение новой темы уже закончилось. Детям раздают задание. Мальчики в недоумении – что же делать? И они опять начинают вертеться.

Задача родителей помочь детям, чтобы придя в школу, они не потеряли интерес к учёбе, и у них не сформировался комплекс неудачника.

Активный период речевого развития – это первые 8 лет, именно в это время нужно постараться максимально разговорить своего ребёнка.

Правило 1. Общение без границ

Когда малыш только начинает бормотать и жестикулировать, называйте ему слова. Например, ребёнок, показывая на свою машину, говорит «би-би». Вы подскажите ему: «Да, правильно, это машина». Вскоре и он сам начнёт произносить слово «машина». Двигаясь вперёд, предлагайте ему несложные словосочетания, используя знакомые слова. Например, он говорит «молоко», а вы научите его устанавливать связь между словами, говоря «стакан молока», «бутылочка молока». Позже, когда ребёнок усвоит и эту игру, можно перейти к усложнению заданий – говорить предложениями. Например, ваш малыш говорит «Саша, ведёрко», а вы поправляете его «Это ведёрко Сашино».

Не правы те родители, которые думают, что не надо перегружать малыша информацией. Ему интересно всё новое, будь то незнакомые слова или предметы, ведь он – исследователь.

Правило 2. Почемучка

Постоянно рассказывайте ребёнку об окружающем мире, стараясь отвечать на его вопросы не простыми «Да» и «Нет», а предложениями, объясняя, что к чему. Например, на вопрос: «Мама, а что это?», неправильным будет ответить просто: «Трактор», правильно сказать: «Этот трактор – специальная машина. Она умеет копать. Ею управляет тракторист, он для этого учился». Не нужно использовать сложные, не понятные ребёнку слова, всему своё время. Объясняйте простым и доступным языком, разбивая сложные предложения на короткие.

Правило 3. Почитай мне мама книжку

Когда ребёнок маленький, читайте ему забавные стишки и прибаутки. На произведениях Агнии Барто и Сергея Михалкова выросло ни одно поколение. Фоном можно использовать спокойную классическую музыку или, меняя тональность и интонации голоса, разыграть сказку по ролям. Яркий пример, это «Телефон» К.Чайковского. Так, вы привьёте любовь детей к чтению и книгам.

Процесс чтения можно превратить в игру. Как? Читая знакомые ребёнку рассказы и стихи, в конце фразы делайте паузу, пусть он сам её закончит. Такая забавная и весёлая игра может надолго стать в вашей семье любимой.

Правило последнее и главное

Играете вы с ребёнком, или занимаетесь, важно, чтобы он чувствовал вашу увлечённость и заинтересованность, тогда и результаты не заставят себя долго ждать.

Психолог
Дорошева Марина

=Материал опубликован 30.11.2011