Малыш практически не разговаривает. Чего ждать? Что делать?

Моему сыну 2 г. 9 м., но, к сожалению, он практически не разговаривает (мама, папа, кика (конфета), ам, аф, бух и т.д.). Я уже начинаю переживать. Мы много читаем, слушаем песенки, он очень любит, когда ему читают. Подвижный и, в общем, развитый ребенок. Я рожала путем кесарева сечения и сразу после родов на второй день сыну делали операцию (с пупком были проблемы) с наркозом и т.д. Он плохо отходил от наркоза, и мы три недели пролежали в больнице. Пошел он рано, где-то месяцев в 9. В год он уже хорошо ходил, правда, ползал он мало. Когда другие детки вовсю гулили, мы как-то не очень. Консультировалась (по телефону) с несколькими логопедами, они говорят - подождите еще чуть-чуть. В садик мы пока не ходим. Подскажите, пожалуйста, следует уже начинать ходить на какие-то занятия и вообще что делать? (Лариса)

Ответ:
Лариса, во-первых, спасибо за подробный вопрос, Вы дали достаточно информации для того, чтобы я могла понять суть проблемы.
А теперь о главном, думаю вам следует начать с активнейшей работы над развитием мелкой моторики. Вы написали о том, что мальчик мало ползал, почти сразу пошел. Именно в этот период, когда дети ползают, их ручки, а следовательно и "голова" получает очень много нужной, для развития речи, информации. Только представьте, сколько всего он ощущает проползая каких-нибудь 10 метров! А ваш малыш это упустил, поэтому необходимо наверстать упущенное.

Рекомендаций как развить мелкую моторику ребенка очень много. Я посоветую следующие:

Купите небольшую щетку, а может и несколько, и трите ладошки малышу не менее 5 раз в день. Буквально по 10 раз каждую. Это можно делать читая стихотворения про колючего ежика, обыгрывая в качестве ежа щетку. Деткам нравятся такие занятия. Главное делать это систематически. Смотрите телевизор, читаете книжку, Едите в в транспорте, в общем, найти время для такого приятнейшего и полезнейшего занятия довольно просто.

Далее, пальчиковые игры. Возможно в начале ребенок не захочет проделывать такие движения пальчиками, которые вы попросите, НО, если делать это систематически (!не реже 3-х раз в день) малыш сам втянется в процесс игры с пальчиками. Начните так. Проделайте необходимые движения пальцами читая при этом стихотворение. Для ребенка 3х лет необходимо брать не длинное стихотворение, из 4-6 строчек.

Попросите малыша посмотреть. Потом предложите сделать с вами вместе, если он откажется, не расстраивайтесь. Не настаивайте, а вернитесь к этой игре, через несколько часов (2-5). По той же схеме: покажите, предложите сделать вместе с вами.

Главное:

  • вы должны знать стихотворения и движения наизусть, а не подглядывать каждый раз в книжку;
  • стихотворения читайте эмоционально, с ярко выраженными интонациями;
  • движения пальцев должны быть четкие и точные.

Будьте уверены, через несколько проб ребенок начнет повторять движения за вами.

Например:
Улитка, улитка. (сложенный кулачок "ползет" по поверхности пальцами вниз)
Высуни рожки, (гладим др. рукой ракушку улитки)
Дам я тебе (высовываемым указательный и средний пальцы - это "рога" улитки)
Кусочек картошки.(шевелим "рогами").

Это оч простая пальчиковая игра. Постепенно их следует менять, усложнять. Просить ребенка сделать пальчиковую гимнастику\игру самостоятельно.

Второе, создайте для мальчика ситуацию общения. Детский сад, конечно же, был бы идеальным вариантом. Но даже не имея возможности посещать детский сад, существует альтернатива: развивающие центры, группы кратковременного пребывания в детских садах и пр. Главное чтобы рядом были дети, с которыми Вашему сыну приходилось бы вступать в общение. Такое общение тоже должно происходить систематически т. к. казалось бы на первый взгляд молчаливость, замкнутость мальчика на первых занятиях, может смениться на общительность, раскованность. Это произойдет после того как малыш адаптируется в коллективе, поймет правила, по которым живет этот коллектив. Получит успех и одобрение в нем.

И последнее, Вам необходимо показать мальчика хорошему невропатологу. Только он может и должен (не логопед!) говорить, стоит ли ждать прихода речи или же пора действовать. Да, существуют ситуации, когда специалист перед тем как назначать медикаментозное лечение, предлагает подождать родителям, когда речь появится сама. Но для этого должно быть веское основание. И его может дать ТОЛЬКО врач-невропатолог, а логопеды в первую очередь педагоги.

В вашей ситуации я думаю, что невропатолог все же назначит Вашему сыну медикаментозное лечение (кесарево сечение, операция, наркоз сделали своё дело).

Желаю Вам терпения и сил, а мальчику старания и успехов.

С уважением, логопед Анна Арнаутова.

Консультации: