Резкая смена поведения: приближающийся кризис или что-то другое?

Здравствуйте, Альбина.

Вы обеспокоены резким изменением поведения Вашего сына. Из спокойного, редко плачущего, доброжелательного и самостоятельного мальчика, ваш малыш стал вдруг очень нервным, импульсивным (часто кричит, плачет, бросает игрушки).

Конечно, можно все списать на приближающийся кризис трех лет, но, прежде всего, необходимо ответить на ряд вопросов: Когда и после чего начались такие перемены? А не вышли ли Вы на работу, уважаемая мамочка? Если это так, то изменился ритм жизни ребенка, режимные моменты и участие в них привычных людей (в частности – Вас, значимого взрослого). И, как правило, ребенок реагирует на это следующим образом: изменяется сон, аппетит, ритм активности, ухудшается настроение, возникают капризы. Все это – проявление трудности адаптации к новым условиям. Ребенку надо помочь.

Ребенка надо подготовить к предстоящей или уже состоявшейся разлуке, объясняя (в этом возрасте он способен воспринять Ваши объяснения) необходимость временной разлуки, и одновременно показывая, как Вы его любите и цените. Важно, чтобы в течение времени адаптации – не нарушался режим дня, чтобы ребенок периодически слышал мамин голос (по телефону), можно при этом смотреть на портрет (фото) мамы (видеофоны в этом смысле – классная штука!), чтобы привычные ритуалы были соблюдены, любимые игрушки были всегда рядом. Необходимо в это время избегать переутомлений ребенка. То есть важно сделать так, чтобы перемены были нерезкими. Хорошо бы, при уходе на работу и возвращении с нее, ввести и соблюдать, выбранные Вами, ритуалы. Например, обняться и поцеловать; потратить 5-10 минут, выслушивая ребенка, чем он занимался в Ваше отсутствие и т.д. Эти, казалось бы, незначительные вещи позволяют ребенку легко преодолеть все трудности адаптации к новой ситуации.

И еще пару вопросов, Альбина? А чем занимаются с ребенком бабушка и папа, когда Вы отсутствуете? Водите ли Вы ребенка в какие-либо Центры развития или занимаетесь дома? Кто это делает и как? Ведь зачастую, капризы ребенка могут быть обусловлены из-за неумения ребенка занять себя чем-либо. Этому надо научить ребенка.

Трудно, не видя Вас и Ваших отношений с ребенком, определить истинную причину нежелательного поведения Вашего малыша. Это можно делать только гипотетически. Для более полной картины. Укажем еще основные симптомы кризиса трех лет, его еще называют «возрастом упрямства, строптивости», «кризисом самостоятельности, независимости». А Вы уже сами определитесь, чем обусловлено такое поведение.

Итак, «семисозвездие симтомов» кризиса трех лет:

  1. Ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять указания или просьбы взрослого, а стремление делать все наоборот. Причем такие действия идут в разрез интересам самого ребенка. Суть в том, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Причина такого поведения кроется, по мнению психологов (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова), в отношениях не к предметной ситуации, а к человеку.
  2. Упрямство. Это когда ребенок добивается своего только потому, что он так захотел, невзирая на убеждения и аргументы взрослых.
  3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Капризы по любому поводу – выражение этого симптома.
  4. Своеволие. Ребенок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
  5. Остальные три симптома встречаются реже.

  6. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
  7. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может обозвать родителей бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Он может поменять отношение к своим игрушкам: замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.
  8. Стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих (характерно для семей с единственным ребенком). Здесь вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, иначе истерики обеспечены. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, в агрессии по отношению к младшему, в требованиях постоянного внимания к себе.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что кризис трех лет является не только трудным периодом негативного отношения ребенка к взрослому, но и одновременно особым этапом, в котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка.
Терпения Вам, и понимания, дорогие родители!

Успехов Вам, Альбина!

С уважением Елена Александровна Коркишко.

Консультации: