Заикание. Стоит лечить?

Здравствуйте! Моему сынишки 2 года. В 8 месяцев говорил 3 слова. В год 32 полных слова и короткие предложения. Разговаривал чисто, пел песни, рассказывал маленькие стихи. Месяц назад он испугался бродячей собаки. Сейчас не может сразу выговорить слово, как будто ему трудно сказать, он напрягает бровки и с трудом выталкивает первую фразу, порой повторяя ее два-три раза. Сейчас ситуация улучшилась, но если он волнуется ( к нему обращаются посторонние, хочет быстро что-то сказать), то на его личике мучительное стремление выговорить слово. Это постепенно сойдет на нет или нам все же лучше записаться на прием к специалисту? Спасибо. Лепя.
Ответ:
Читая ваше письмо могу сделать следующий вывод: у мальчика невротическая форма заикания, в легкой степени, с клоно-тоническими судорогами. причиной которого стала психическая травма (испуг). Какое преобладание судорог по месту возникновения затрудняюсь ответить, но думаю, что дыхательные, т. е. судороги мышц брюшного пресса, диафрагмы, грудной клетки.
Я считаю, что на прием к логопеду Вам следует пойти. Само по себе заикание не пройдет, оно может либо остаться на том же уровне, либо усугубиться. Даже если через короткое время Вам покажется, что заикание «ушло», не сомневайтесь, оно проявит себя «во всей красе» позже, когда речевая нагрузка у ребенка возрастет, например, в садике.
Не совсем понятно Вы описали заикание ребенка: «... с трудом выталкивает первую фразу, порой
повторяя ее два-три раза.» Может быть первое слово? Или может первый звук/слог в слове? Например, слово собака (с-обака или же со-со-собака).
Так же уточните, есть ли у мальчика сопутствующие движения во время речи? А так же усиливается ли заикание во время болезни ребенка?
Не видев и не слышав ребенка трудно что-то рекомендовать, однако существую методы работы, которые, с уверенностью можно сказать, не навредят.
1.декламация стихов,
2.отбивание ритма (хлопки в ладоши, отстукивающие ногой) на ударном слоге. Пример: нАша тАня грОмко плАчет.. (хлопок одновременно с произнесением слогов НА, ТА, ГРО, ПЛА),
3.громкое (но не крик) и медленное чтение или пересказ коротких рассказов, предложений (в Вашем случае — русские народные сказки), пусть ребенок медленно и громко пересказывает/рассказывает Вам короткие сказки или рассказы, истории, которые он уже много раз слышал от Вас.
4.шопотная речь,
5.пение.
Ограничьте речевое общение ребенка, а так же шумные игры, чередуйте спокойные занятия друг с другом, по возможности избегайте большого общества вокруг мальчика.
Хочу отметить, что чем моложе возраст, чем меньше стаж заикания, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение заикающегося, чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.
Терпения Вам и успехов Вашему мальчику.

Консультации: