Воспитываем помощников

Сургут • Разделы    → Воспитание

«Он совсем ничего не делает! Даже фантик от конфеты не выбросит, прямо на пол бросит!»
«Она не собирает игрушки..»
«Нас он не слушает, только в садике послушный…»

Я работаю воспитателем в детском саду и, к сожалению, часто слышу подобные жалобы от родителей. Некоторые из них опускают руки, мол, не время еще, вот подрастет малыш и сам всему научится, станет помогать. Некоторые предпринимают попытки научить своего ребенка элементарным навыкам уборки в квартире.

Как добиться того, чтобы ребенок хотел помогать, почувствовал себя нужным и важным членом семьи?

На первый взгляд все просто: формула успеха в следующем.

Родители хотят от детей одного – послушания, а дети от родителей хотят, конечно же, поощрения. Поощрения могут быть как материальными (сладости и подарки), так и не материальными (похвала, совместные прогулки и др.)

При более детальном рассмотрении ситуации отказа ребенка от помощи родителям возникают вопросы:

  • Не слишком ли он мал для уборки, стирки, помощи на кухне?
  • Не устанет ли он от такой работы?
  • Не устроит ли истерику?

На все эти вопросы можно ответить и «да» и «нет». Но если уже сейчас вы отвечаете себе «Нет, уже самое время учит малыша всему. Нет, малыш не устанет..», то эта статья стоит того, чтобы дочитать ее до конца.

Чтобы воспитать в ребенке желание помогать взрослым, трудится, можно показать ему:

  • Что вы нуждаетесь в его помощи, не справляетесь сами.
  • Что вы цените его помощь и будете благодарны.
  • Что результат этой помощи замечен всеми членами семьи (пол на кухне стал чистым, бабушкин любимый цветок снова цветет и др.)

Есть известный афоризм: «Хочешь изменить мир – начни с себя». Показывайте ребенку положительный пример! Будьте терпеливы и последовательны. Глупо требовать, чтобы малыш захотел и сумел поливать цветы или вытирать пыль, если вы сами не научили его этому или если вообще запрещаете проявлять инициативу.

Если вы решили взяться за воспитание помощника всерьез, то вам понадобится:

  • Фартук для себя и ребенка
  • Тряпочки для вытирания пыли
  • Губки из щетки
  • Пластмассовые тазики и (миски) среднего и малого диаметра (15 см и 30 см в диаметре соответственно)
  • Пластмассовые латки, нейлоновые сетки и короба, предназначенные для хранения игрушек
  • Пылесос
  • Лейки и опрыскиватель для комнатных растений
  • Палочки для взрыхления земли в цветочных горшках
  • Нейтральные моющие средства, например детское мыло, рзведенное в воде
  • Резиновые перчатки

Уже с 3-х лет ребенок может приступать:

  • к поливу цветов, и уходу за ними (взрыхление почвы, опрыскивание)
  • к вытиранию пыли с полочек
  • к использованию пылесоса по назначению
  • к сбору игрушек в коробки, мешочки, складыванию их по местам

С 4-х лет можно учить:

  • выжимать губки и выкручивать тряпочки
  • стирать в тазике платочки и кукольную одежду
  • споласкивать под струей воды посуду
  • подавать из холодильника продукты
  • разбирать сумки после прихода и магазина

Важно не подавлять, а поощрять возникшее у ребенка желание сделать что-то самому!

Я предлагаю несколько игр, которые помогут приобщить вашего малыша к труду:

«Пустой пакет»

Это соревновательная ига между взрослым и ребенком. Она проводится после возвращения домой из магазина. Взрослый разбирает один пакет (более полный), а ребенок – другой. При этом продукты сразу убираются по полочкам в холодильник. Побеждает тот, чей пакет опустеет раньше.

Другой вариант этой же игры, когда в пакет незаметно кладется конфета – сюрприз. В этом случае ребенок обязательно захочет играть снова и снова.

«Высокая горка»

После того, как детское белье и одежда высохли попросите малыша снять его и сложить носочки в одну горку, а маечки – в другую. После чего сравните получившиеся горки по высоте.

«Палочка-выручалочка»

Покажите ребенку, как нужно аккуратно ухаживать за комнатными растениями. Попросите его взрыхлить почву только у тех растений, которые не политы, а затем полейте их вместе.

«Покажи-расскажи»

Эта игра способствует осознанию ребенком своей роли в оказании помощи по хозяйству, почувствовать себя «знатоком» по разным бытовым вопросам.

Попросите ребенка показать ту вещь, инструмент, посуду или кухонную утварь, которую вы назовете и рассказать о ее назначении

«Найди-принеси»

Эта игра поможет ребенку понять, что каждая вещь в доме находится на своем, определенном месте, что облегчает ее поиск и жизнь вообще. Кроме того, эта игры способствует выполнению ребенком элементарных трудовых поручений.

Взрослый просит ребенка принести то, что нужно ему, например половник или тряпочку для вытирания пыли, ребенок – приносит.

Эти игры просты, доступны даже малышам и не потребуют много времени. Результат вы увидите довольно скоро – ваш малыш будет с удовольствием помогать вам, а вы – гордится им!

А еще было бы неплохо организовать «доску почета», на которую вы будите вывешивать фотографии, на которых ваш ребенок выполняет различную работу по дому (на даче), помогает старшим. Эти фотографии должны заменяться и пополняться с периодичностью не реже 1-2 раз в месяц. Самым удобным местом в квартире для подобного стенда, на мой взгляд, является холодильник. Когда к вам придут бабушки и дедушки, гости, друзья вашего ребенка – не упустите возможности похвалить ребенка при всех, рассказать о его успехах!

Светлана Столярская

=Материал опубликован 24.08.2010