Правила воспитания приемного ребенка

Сургут • Разделы    → Творим добро / Органы опеки

Вы решили взять в семью приёмного ребёнка? Тогда вам необходимо знать, что радости общения с ребёнком будут сопряжены с определёнными проблемами. Например, стресс нового образа жизни, связанный с разрушением привычных стереотипов, как у ребёнка, так и у членов замещающей семьи. Вследствие чего наступает социально-психологическая отчуждённость и ухудшение атмосферы семейных отношений, замедляется процесс адаптации.

Для преодоления трудностей установления контакта с приёмным ребёнком, формирования новой семейной идентичности приёмным родителям и членам их семей необходимо знать некоторые правила воспитания, а также условия, в которых они эффективно работают.

Радуйтесь присутствию ребёнка, принимайте его таким, какой он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенности в себе, не подвергайте несправедливому наказанию, не отказывайте в доверии, дайте ему повод любить приёмных родителей, верить в их объективность и доброжелательность.

Раскройте перед ребёнком возможности развития и утверждения человеческой личности соответственно её способностям и возможностям. Убедите его, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе и обществе. Покажите на собственном примере, как нужно соблюдать законы и правила общежития. Привейте ему уважение к традиционным ценностям, живите сами сообразно этим правилам, потому что ребёнок должен жить в такой семье, где бытует честность, скромность, гармония.

Помните, что нарушение родителями супружеской верности, завистливость, достижение той или иной выгоды для ребёнка, для семьи с помощью беспринципных связей, может составить такой «образец», который отрицательно отразится в будущем на моральном облике вашего ребёнка.

Позволяйте ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже небезболезненно, но самостоятельно, потому что ребёнок признает только такой опыт, который он пережил самолично. Родительская опытность ему нередко кажется скучной и лишённой ценности. Ему надо накопить собственный опыт, даже если это связано с известным риском, так как чрезмерно оберегаемый ребёнок, «застрахованный» от любой опасности, может стать социальным инвалидом, безынициативным и слабым человеком, совершить множество ошибок, оставшись без советов взрослого.

Уделяйте ребёнку необходимое для него время, разговаривайте, играйте с ним так, как ему нравится; принимайте его игры всерьёз, освойтесь с миром его представлений, узнайте среду, в которой он вращается, её ценности, хоть частично примите их, чтобы расширить информационное поле общения.

Не отказывайте ребёнку, когда он пытается принять участие в работе в доме, в саду, в общественной организации. Если он не проявляет инициативу, то приучайте участвовать во всех работах по хозяйству и для хозяйства. Убедите его, что в часы досуга и во время каникул он должен принимать участие в организованных образовательными учреждениями видах деятельности, сами по мере возможности участвуйте в них.

Следите за поведением ребёнка, направляйте его таким образом, чтобы совершаемые им поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. Вознаграждайте ребёнка за соблюдение установленных правил, однако в случае необходимости насаждайте уважение к правилам общежития посредством наказания, то есть ваш ребёнок должен знать не только свои права, но и свои обязанности.

Ждите от ребёнка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом. Знайте, что ему требуется более длительное время для освоения правил ориентации в социуме, помогайте ему. Требуйте от него собственного мнения или самостоятельного вывода только в таком случае, когда он способен на это в соответствии с накопленными знаниями и опытом.

Не требуйте от ребёнка невозможного или трудновыполнимого, вместо этого посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке, чтобы сделать задачу посильной. Помните, что тон, в котором сообщаются требования или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным, то есть защищайте своего ребёнка от физических и душевных опасностей, даже если потребуется жертвовать собственными интересами и амбициями.

Прочтя этот материал, многие из вас скажут: «Мы любим, мы охраняем своего ребёнка, мы стараемся быть примером, играем и трудимся совместно с ребёнком, приучаем его быть послушным, но не всегда получаем необходимый результат». Да, результат не всегда получается позитивным потому, что мы любим и охраняем, учим и воспитываем ребёнка, исходя из собственного опыта, не учитывая тип его личностной организации, его возможности, интересы и потребности.

Мы не всегда знаем и учитываем «психологический возраст» нашего ребёнка, основные приоритеты детской среды, где он вращается, не умеем учитывать возрастные кризисы и специфику поведенческих реакций ребёнка в эти периоды. Мы не всегда умеем понимать эмоциональное состояние ребёнка, то есть, не обеспечиваем уместность вмешательства в его мир в определённые периоды его состояния. «Я хочу, я должна (должен) знать…» - требуем мы…

Мы с вами рассмотрели основные правила взаимодействия с ребёнком, свои предполагаемые реакции в определённых ситуациях. Осталось обратить внимание на то, что все эти правила воспитания приёмного ребёнка будут работать при наличии условий успешности их использования. К ним следует отнести :

  • Умение замещающих родителей контролировать своё поведение, сохранять спокойствие в сложных ситуациях.
  • Знание личностной организации ребёнка (хрупкая личностная организация, которая требует только демократического способа взаимодействия или психологически устойчивая личностная организация, которая допускает смешение авторитарного и демократического стилей взаимодействия и т.д.).
  • Знание «психологического возраста» ребёнка. Он может быть инфантильным, то есть не по возрасту незрелым или мудрым «старичком» («старушкой»), как говорят в народе.
  • Знание основных приоритетов детской среды, где вращается ребёнок, хоть частичное их принятие для того, чтобы ребёнок понимал, Умение учитывать возрастные кризисы ребёнка, специфику его поведенческих реакций в эти периоды. «Я хочу, но не могу удержаться…» - может сказать в таких случаях ребёнок. Верьте ему, так бывает в периоды кризиса.
  • Умение понимать эмоциональные состояния ребёнка, уместность вмешательства в его мир, его настроенность или ненастроенность на общение с вами.

Узнавайте своих детей, изучайте их индивидуальные особенности, выстраивайте программы взаимодействия, учитывая их опыт, потребности и возможности. И тогда, мы надеемся, сформируются семейные традиции, будет преодолена социально-психологическая отчуждённость и приёмный ребёнок станет родным. Успеха вам!

Храмченко А.П. - психолог отделения семейного устройства и сопровождения замещающих семей бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона»

Официальный сайт Администрации города Сургута - www.admsurgut.ru

=Материал опубликован 08.02.2012