Что нужно знать об адаптации

Сургут • Разделы    → Всё про садики (УДОУ)

Самая высокая степень человеческой мудрости –
Это умение приспособиться к обстоятельствам
И сохранять спокойствие вопреки внешним грёзам.
Даниель Дефо

Опасения, что ребёнок будет плакать и тяжело переживать разлуку с близкими и родными людьми, когда пойдёт в детский сад, посещают каждую заботливую маму. Как подготовить ребёнка к первым дням посещения дошкольного учреждения? Как помочь ему быстрее адаптироваться?

Учёные доказали, что привыкание малыша к новым условиям зависит от того, как взрослые в семье готовили его к этому периоду. Адаптация или иначе приспособление – процесс активного взаимодействия со средой. Всё живое в мире проходит через это – рыбы приспосабливаются к воде, птицы – к воздуху, а человек к различным географическим условиям. Это называется биологической адаптацией. И только человек должен обладать способностью к ещё одному виду адаптации – социальной, потому что в процессе жизни он постоянно попадает в различные изменчивые условия среды – на работе, в семье, на отдыхе. У каждого человека своя система адаптационных механизмов, и если эта система не справляется, то есть происходит превышение её возможностей, наступает стресс. Он может быть психологическим, болевым или эмоциональным.

Первый стресс в жизни ребёнка происходит в момент рождения, когда малыш переживает биологическую адаптацию всего организма.

На возможности системы адаптационных механизмов влияют несколько групп фактов:

  1. Состояние здоровья и уровень развития. Здоровый развитый в соответствии с возрастными нормативами ребёнок легче справляется с любыми трудностями.
  2. Биологические и социальные факторы. К ним относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, течение первых 3-х месяцев жизни ребёнка, а также та социальная среда, в которой он растёт и развивается. Сюда относятся режим и распорядок дня, способ вскармливания, климат помещения.
  3. Социализация ребёнка – это взаимоотношения малыша со взрослыми и сверстниками. В конце первого года жизни нормой социализации для малыша является положительное эмоциональное общение с близкими для него людьми. В два года появляется желание общаться с чужими взрослыми, а в три – формируется умение взаимодействовать со сверстниками.

Степени тяжести адаптации

Лёгкая адаптация у детей раннего возраста проходит в течение месяца, а у дошкольников за 10-15 дней. В этот период могут наблюдаться нарушения сна и аппетита, без каких-либо заболеваний. Чаще такая степень свойственна тем детям, чьи родители заранее готовили детей к детскому саду, объясняли правила поведения, развивали культурно-гигиенические навыки и формировали самостоятельность. Также эти дети отличаются хорошим состоянием здоровья и соответствующим их возрасту уровнем социализации.

Более ярко нарушения в поведении ребёнка выражены при средней тяжести адаптации. Наблюдаются изменения в речевой и двигательной активности, эмоциональном состоянии. Например, сон и аппетит восстанавливаются не раньше, чем через 30 дней.

Особого внимания требуют дети, склонные к тяжёлой форме адаптации, они имеют в анамнезе отклонения в здоровье по причинам токсикоза у матери или заболеваний в период новорожденности, а также вследствие нарушений возрастных режимов сна, методики кормления или неправильной организации бодрствования. Такие дети капризничают, кричат во сне, пугаются чужих взрослых, стремятся к уединению. У них наблюдается резкое снижение двигательной, игровой и речевой активности. Чтобы избежать последней формы адаптации необходимо провести за 1-2 месяца до приёма в садик подготовительную работу.

Готовимся к садику заранее

Первостепенная задача родителей во время подготовительного этапа – сформировать нужные стереотипы в поведении ребёнка. Во-первых, уделите внимание чёткому соблюдению распорядка дня, строго соблюдая часы кормления, сна и бодрствования. Во-вторых, займитесь формированием навыков самостоятельности – если ваш малыш будет уметь сам раздеваться и одеваться, то зависимость от педагогов в этом вопросе не скажется на его настроении и самочувствии. В-третьих, расскажите ему про детский сад, покажите его, и даже погуляйте на его территории (это вполне можно сделать вечером, когда почти уже всех детей забирают домой). А также, постарайтесь, чтобы ребёнок не услышал о вас негативных отзывов о садике, воспитателях. Расскажите ему о том, чему он сможет научиться в детском садике, о праздниках и новых друзьях.

Дайте ему с собой любимую игрушку, пусть она тоже ходит в садик, так у ребёнка на новой, чужой территории будет свой друг с которым он сможет поделиться переживаниями.

В первые дни посещения группы вашим ребёнком, проявляйте любопытство, расспрашивайте его обо всём, что он делал, чувствовал, говорил, не скупитесь при этом на похвалу и эмоциональное отреагирование. Если малыш рассказал, что-то смешное посмейтесь с ним, пожаловался на что-то – пожалейте его.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о его самочувствии и поведении, о том, как он общается с другими детьми, включается в игровую и учебную деятельность.

Придумайте вместе с ним «ритуал прощания», чтобы после него ваш малыш смог спокойно вас отпусть на работе и не плакать. Это может быть поглаживание по голове, воздушный поцелуй или слова «до скорого, мой любимый» и обязательно хвалите его в те дни, когда он мужественно расстаётся с вами не проронив ни слезинки.

Ребёнок не может влюбиться в детский садик с первого взгляда, но ему может там так понравиться, и вы захотите оставить его сразу на целый день. Не спешите, всему своё время, не зря специалисты советуют увеличивать часы пребывания в дошкольном учреждении постепенно, это важная мера для сохранения комфортного психоэмоционального состояния вашего ребёнка. А от нас, родителей, в первую очередь необходимо понимание, терпение и последовательность в своих решениях и действиях.

Романова Марина

=Материал опубликован 06.03.2012