Чтобы детсады построить в срок

Сургут • Разделы    → Всё про садики (УДОУ)

Государство созрело для реформирования системы государственных закупок.

Правительство страны одобрило законопроект о федеральной контрактной системе.

Утверждение за Госдумой.

Если парламентарии проект одобрят, государственные и муниципальные закупки будут проходить по новому регламенту.

Положения нового закона призваны снизить коррупцию при выполнении государственных и городских заказов. Ежегодно страна, по подсчетам Дмитрия Медведева, из-за нечистоплотности в этой сфере теряет около 1 трлн (!) рублей. Насколько эффективными будут новые меры, мы обсудили с сургутскими экспертами. Оказалось, отношение к новому законопроекту неоднозначное.

Специалисты всех уровней власти сходятся в том, что нынешний закон №94ФЗ не приносит должного результата. Коррупция не снижается, заказы срываются. Иными словами, государство терпит убытки как финансовые, так и моральные.

– У нынешнего закона есть проблемы с эффективностью. Прежде всего, это отражается в том, что эта система позволяет заходить на рынок недобросовестным поставщикам и подрядчикам, – выделяет главный недостаток нынешнего закона бывший директор департамента по экономической политике Сургута Владимир Базаров. – Это позволяет компаниям без квалификации и оборудования побеждать в конкурсах. Не принимают во внимание и такой показатель, как опыт работы предприятия.

Чтобы детсады построить в срок Государство созрело для реформирования системы государственных закупок стоимость товаров и выполняемых услуг, которую предлагает фирма. В итоге происходит либо поставка товаров низкого качества и оказание соответствующих услуг, либо всего этого не происходит вовсе.

Действительно, такое случается нередко. Сургуту об этом известно не понаслышке. Так, в прошлом году сроки по возведению детских садов в нашем городе сорвали две тюменские строительные компании – «Имани» и «РСУ-19».

Они выиграли аукционы в рамках программы «Сотрудничество».

По мнению нынешнего руководителя департамента по экономической политике Сургута Евгения Кирницкого, происходили такие случаи из-за того, что нынешний закон крайне ограничивает полномочия заказчиков.

– 94-ФЗ задумывался как антикоррупционный закон и всегда был ориентирован на борьбу с коррупцией куда сильнее, чем на качество результата закупочной деятельности, – рассуждает Кирницкий. – В конечном итоге нет ответственности за исполнение контракта и качество результата. К сожалению, эти механизмы привели не только к низкой эффективности государственных закупок, но и к низкому качеству конкурентной среды.

Выходит, что действующее законодательство отвечает только на вопрос, как закупать и отбирать поставщиков, но не говорит, зачем происходит конкретная закупка и какой результат необходимо получить. Эту проблему сможет решить «антидемпинговый» механизм, который прописан в проекте нового закона. Если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25% – заказчик сможет потребовать обоснования такой низкой стоимости.

Если объективных расчетов не будет, заявку отклонят.

Также от услуг сомнительных исполнителей можно будет отказаться уже после заключения контракта, когда станет очевидно, что заказ не выполняется. Сейчас это можно сделать только по решению суда, что затягивает сроки получения товара или услуги еще сильнее.

Также известно, что новый закон о ФКС создаст «сквозную систему» планирования, будет контролировать эффективность закупок. Одним из преобразований на этом пути станет создание контрактных служб в ведомствах заказчиков. Они будут готовить план обеспечения государственных и муниципальных нужд, разрабатывать планграфик закупок, заключать и исполнять контракты, а также публиковать сведения об этом. В целом информации, которую выкладывают на сайте госзакупок, станет больше. На этом нововведения не закончатся. Возникнут также общественные советы, которые станут контролировать исполнение заказа. Они смогут направлять запросы заказчикам товаров и услуг и передавать материалы в контролирующие органы.

– Вводимый ФКС общественный контроль – дело полезное, но в разумных пределах, – уверен Евгений Кирницкий. – Через некоторое время количество подобных организаций превысит миллион, и каждая будет заинтересована в той или иной закупке, и будет писать жалобу в контролирующий орган, например, по признанию закупки недействительной.

Что касается «контрактных офицеров», то их подготовка, по мнению Федеральной антимонопольной службы страны, и вовсе вещь невыгодная. На это уйдут и деньги, и время.

И главный вопрос: выполнит ли новый закон миссию по сокращению уровня коррупции? Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина для этого предлагает основной процедурой госзакупок сделать открытый конкурс, а не электронный аукцион, как происходит сейчас. Он, по мнению Набиуллиной, свой «антикоррупционный потенциал исчерпал».

У ФАС, которая выступает основным критиком законопроекта, на этот счет также есть сомнения. Если у чиновников не будет ограничений в выборе способа торгов – возникнут откаты и произвол, считают в госоргане. В сургутском департаменте по экономполитике не готовы поддержать ту или другую сторону.

– Судить о том, будет ли новый законопроект способствовать снижению коррупции в сфере госзакупок, можно только после его практического применения, – уверен глава департамента.

Законопроект о Федеральной контрактной системе на поверку оказался весьма противоречивым. С тем, что новый закон будет способствовать лучшему качеству закупок государства и муниципалитетов, вроде бы определились, а вот будет ли он оберегать бюджет от мохнатых лап, непонятно.

Как бы уходящий в «черную дыру» триллион не размножился до двух.

«Сургутская трибуна» № 88 от 22.05.2012
Наталья Антонова

stribuna.ugra-news.ru - Информационно-аналитический портал

=Материал опубликован 23.05.2012