В садик – на полдня

Сургут • Разделы    → Всё про садики (УДОУ)

«В очереди на садик мы находимся где-то на четырехтысячном месте, что бы это ни значило», - признается одна из моих знакомых молодых мам. Да, явно дитя не завтра пойдет на занятие в свою первую группу. То, что дошкольных образовательных учреждений не хватает, давно превратилось в общее место. Этой проблеме была посвящена встреча директора сургутского департамента образования Татьяны Османкиной с журналистами.

По ее словам, вопрос доступности дошкольного образования решается ныне на самом высоком уровне. «Новый министр образования Дмитрий Ливанов уже получил свой первый выговор за то, что указание обеспечить всех детей возрастом от трех до семи лет детскими садами до сих пор не выполнено». Очевидно, что решить этот вопрос одним махом нельзя. От президентского поручения количество детсадов не увеличилось, как и не изменились санитарные нормы: уплотнять группы нельзя. Значит, следует искать иные пути.

И они есть. «Родители традиционно склоняются к форме полного пребывания ребенка в детском саду – и многие даже не знают о том, что существуют вариативные формы дошкольного образования. Так, в последнее время мы внедряем группы кратковременного пребывания, они появились уже в пяти садиках города», – сообщает Татьяна Османкина. Характерно, что детей в таких группах меньше, нежели в традиционных, а значит, и вниманием воспитателя не будет обделен ни один ребенок. Внимание необходимо, ведь на занятиях идет работа по разностороннему развитию каждого ребенка – в соответствии с основными общеобразовательными программами.

Одним из таких садиков стал «Дельфин», в котором на занятиях по системе Монтессори малыши от полутора до трех лет занимаются вместе с мамами. По численности это самый большой детсад в Сургуте, педагоги в нем с пристальным вниманием относятся к новым формам работы с детьми.

Родители такой формой довольны. Так, молодая мама Юлия Голубева считает, что в полтора года рано говорить о том, чтобы отдать ребенка в детский сад «на постоянку»: «В этом возрасте ребенка трудно оторвать от родителей, ему очень нужна их поддержка». Вместе с тем присутствие мам не сказывается на самостоятельности детей. Методика итальянского педагога Марии Монтессори предполагает их творческую свободу. В помещении, где занимается группа, есть масса игрушек и инструментов, и ребенок волен выбирать то, что ему более всего интересно. Так, один малый всерьез заинтересовался… фототехникой гостивших корреспондентов.

В целом, родители, которые занимаются с детьми в этой форме, сходятся на одном: до трех лет ребенка оставлять в саду рановато. Вместе с тем, это не сказывается на замедлении процесса социализации детей. Наоборот, как считает заместитель заведующего по ОВР Елена Толкачева, такая форма посещения как раз и направлена на раннюю социализацию ребенка, которая происходит безболезненно.

Еще один вариант закрытия потребности в детских садах – система партнерства муниципальных и частных учреждений. Детский сад «Зоренька» - одно из первых дошкольных заведений, которое начало работу в этом направлении. Здесь с восьми утра до половины двенадцатого занимаются дети из частного центра дневного досуга и ухода за детьми «Пчелка». По разным причинам последний пока не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. По словам директора «Пчелки» Ольги Кондрашкиной, партнерство с «Зоренькой» позволит не только получить в дальнейшем эту лицензию, но и предоставить своим воспитанникам уже сегодня больше возможностей по обучению, воспитанию и развитию. К слову, те три с половиной часа, которые «пчелки» проводят в муниципальном детском саду, они являются воспитанниками именно «Зореньки», что особо отмечено во всех соответствующих документах.

Подобные формы являются хорошим способом в какой-то мере закрыть потребность населения в дошкольных учреждениях. Как отмечает Татьяна Османкина, группы кратковременного пребывания могут привлечь до тысячи детей. Если учесть, что количество нуждающихся в детсадах 4760 человек, этот вариант выглядит многообещающе.

На сегодняшний день все сургутяне, кто до 20 июля 2009 года был зарегистрирован в реестре нуждающихся в детских садах, получили места в них. Исключение составляют те дети, которые ждут окончания ремонта в трех садиках, но и они до конца нынешнего года должны будут справить новоселье.

Впрочем, в поле зрения руководства департамента образования – не только мальчишки и девчонки, но и также их родители. В последнее время работа с ними существенно расширяется: здесь и консультационные центры, и родительские лектории, и служба ранней помощи семье… Все это, впрочем, не значит, что до недавнего момента работы в этих направлениях не велось. «У нас нет регламентированного опыта. Например, каждая служба так или иначе работает с семьями, родителями самостоятельно: и перинатальный центр, и социальные службы, и общеобразовательные учреждения. Пока нет четкой объединенной регламентированной службы». Судя по всему, ведомство Татьяны Османкиной созданием такой службы озаботилось всерьез.

Более того, энтузиазм директора департамента вселяет надежду на то, что подвижки в местной сфере образования приведут к существенному уменьшению очередей в детские сады. Как признавалась Татьяна Османкина в одном из интервью, об этом она мечтает не как чиновник, а как обычный житель нашего города.

27 сентября воспитатели и дошкольные работники отмечают свой профессиональный праздник.

Автор: Юрий Нуреев

СИА-ПРЕСС

=Материал опубликован 27.09.2012