Страшные игрушки

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

И в давние времена у детей были страшные игрушки. Чаще всего это были пугающие сказочные герои или мифические существа. В древней Руси такие игрушки вырезали из дерева и лепили из глины. Дети любили играть с глиняными фигурками волка, медведя, льва и другими подобными персонажами. Игрушка была символом, в ее внешнем виде не было подробных деталей. Во время игры, малыш придумывал все детали, это помогало развивать воображение ребенка.

Всем нам знакомы и фигурки сказочных персонажей – Баба Яги, Змея-Горыныча, Тяни-Толкая. Эти персонажи были хорошо знакомы всем детям. Внешний вид таких игрушек (иногда потешный), рукотворность работы – все помогало малышу преодолевать его страхи.

Современное массовое производство игрушек привело к натурализации и детализации игрушки. Технический прогресс сделал страшные игрушки привлекательными для покупателей.

Задачи страшных игрушек

Страшные игрушки выполняют свою особую функцию в воспитании детей. Всегда существовали в сказках, былинах и мифах и добрые, и злые герои. Также как во все времена были образные игрушки, в том числе и страшные игрушки, изображающие злых персонажей. Все эти игрушки играли роль посредников между окружающей реальностью и внутренним миром ребёнка. Обычные игрушки помогали малышу накапливать позитивный опыт. С помощью пугающих игрушек взрослые обыгрывали отрицательные ситуации и показывали ребенку, какие бывают негативные эмоции. Играя с такими игрушками, дети выражают свою собственную агрессию и страх, учатся распознавать и контролировать отрицательные эмоции. Сказочные и мифические герои являются универсальными образами добра и зла. Сказки на самом деле описывают ситуации, с которыми ребёнку придётся столкнуться и в реальной жизни. Ребёнок знает, что можно победить дракона, крокодила отправить в Африку или посадить в клетку, Бабу Ягу можно провести, а при желании даже договориться с ней. Зная все это, малыш свободно манипулирует этими героями в игре, а значит, преодолевает свой страх. Уже классическими страшными игрушками стали и игрушечное оружие, карнавальные костюмы отрицательных персонажей, устрашающие маски. С помощью этих атрибутов ребенок в игре отображает существующую действительность.

Сегодняшние страшные игрушки

Игрушки нового поколения имеют агрессивное направление, которое может оказать отрицательное влияние на психику ребёнка. Сегодня категория страшных игрушек представлена монстрами, киборгами, роботами со всевозможным оружием, насекомыми и животными устрашающего вида. К таким игрушкам относятся и куклы, имеющие утрированное или странное выражение лица. Эти куклы или сердятся, или плачут, или показывают язык, на лице у них могут быть прыщи или старческие морщины.

Чтобы играть с такими игрушками, не нужно фантазировать. Современные игрушки привлекательные, но слишком сложные для понимания малыша. Часто бывает не понятно, какое существо изображает игрушка – животное, человека или машину. Взрослому человеку понятен смысл таких слов как "биоробот" или "мутант". А для маленького ребенка эти названия не несут никакую смысловую нагрузку. Представление о мире у ребёнка только начинает складываться, и в результате получается, что подобные герои, обладающие сверхчеловеческими способностями, становятся для малышей образцом для подражания. Ребенок берет пример с образов игрушек, у которых масками закрыты лица, или есть защита из «железной брони». Ребенок начинает думать, что таким и на самом деле должен стать человек. Непонятно также - какое внутреннее содержание отображают эти игрушки.

Шрек, Человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие персонажи имеют устрашающую внешность, но преподносятся как положительные герои. При этом они постоянно дерутся и борются с похожими на них, но вроде бы «злыми « героями. Это все очевидно взрослому человеку, но не малышу. Получается, что положительный образ героя имеет агрессивные черты. Такие «положительные» герои дерутся, хулиганят, и ребенок запоминает такой стереотип поведения. Такие игрушки разрушают границу между добром и злом, хорошим и плохим. И в этом состоит их основная опасность.

В каком возрасте надо покупать ребенку страшные игрушки.

Итак, для ребенка, которому нет еще трех лет, такие игрушки, безусловно, не нужны, они даже могут оказывать отрицательное влияние на его развитие. В этом возрасте ребёнка очень легко напугать, и малыш еще не сможет справиться со своим страхом. Просмотр пугающего мультфильма, или очень сильные впечатления от покупки страшной игрушки, могут достаточно серьезно навредить психике ребенка. Ребенок может кричать по ночам, плакать, поэтому малыша нужно ограждать и от пугающих его игрушек. Если вы замечаете, что малыша пугает даже безобидная на вид игрушка, ее нужно сразу убирать. Чаще всего это слишком большие электронные и заводные игрушки, издающие громкие и резкие звуки.

В возрасте от трех до шести лет, играя с игрушками, дети уже обыгрывают свои впечатления, полученные от просмотра мультфильмов или сказок. Игра имеет познавательный характер. В своих играх они уже делят героев на отрицательных и положительных. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к волшебным и сказочным мотивам, у них особенно бурно развита фантазия, поэтому бесконтрольная игра со страшными игрушками особенно опасна.

Дети дошкольного возраста особенно любят истории о борьбе добра и зла, о победе положительного героя над отрицательным персонажем. В этот период есть необходимость в страшных игрушках. Но взрослые должны контролировать игру. Страшные игрушки нельзя оставлять в детской комнате, а тем более не стоит их дарить в качестве подарка, лучше их убирать в место, недоступное для детей. Лучше всего, когда «страшная» игрушка приходит к ребёнку в гости вместе с вами, чтобы поиграть.

Шестилетние дети уже умеют управлять своими эмоциями и поведением. Они уже умеют контролировать свои негативные эмоции и свой страх. Дети этого возраста в игры играют уже по правилам сюжета. Игра приобретает форму общения со сверстниками. Отношение к игрушкам меняется, в том числе и к страшным. В этом возрасте одним из важных развивающих занятий становиться чтение нравоучительных сказок, игры с добрыми и злыми героями. Ребенок уже имеет представление о моральных и нравственных нормах. Именно в этот период можно особенно активно использовать страшные игрушки. Современные чудовища и монстры для детей этого возраста уже не так опасны, но все - таки лучше отдавать предпочтение классическим страшным игрушкам. Играя, ребенок может сам придумать способ победить отрицательного героя. Побеждая отрицательного персонажа в игре, ребенок побеждает свои страхи.

=Материал опубликован 31.03.2013