Лучший друг вашего ребенка

Сургут • Разделы    → Маме на заметку

Как помочь ребенку осознать, в чем состоит смысл дружбы, научиться разбираться в других людях и их поступках, отличать настоящую искреннюю дружбу и потребительское общение?

Родители часто переживают, что их малыш или не дружит ни с кем, или дружит не с тем, с кем надо.
Обычно проблемы с друзьями возникают у застенчивого ребенка. Действительно, робкий и застенчивый ребенок чаще, чем агрессивный, страдает от изоляции. Поэтому чрезмерно замкнутому и стеснительному ребенку должны помочь взрослые, чтобы он научился налаживать общение. При благоприятном исходе постепенно такой ребенок найдет себе подходящего товарища и будет чувствовать себя в коллективе вполне комфортно.

Нас родителей обычно расстраивает тот факт, что когда тот, кого наш ребенок называет другом, обижает его, пренебрегает им, не дорожит дружбой. Если нам не нравятся друзья нашего ребенка, мы начинаем настаивать на том, чтобы наша дочь или сын прекратили эти отношения и постоянно критикуем такую подругу или друга. Может быть, имеет смысл сделать так, чтобы наш ребенок сам обратил внимание на отрицательные стороны того, с кем он дружит и самостоятельно решил, будет ли он поддерживать дальше эти отношения. Бывает, что ребенку приходиться от безысходности сохранять такие унизительные для него отношения. К примеру, на даче ему больше не с кем общаться, и он оказывается рад любому, кто составит ему компанию. А компаньон понимает, что от него зависят, и с удовольствием этим пользуется.

Как ребенку помочь в выборе друзей.

Необходимо узнать обо всех друзьях своего ребенка, особенно если вас тревожит, что кто-то из них может негативно повлиять на вашего сына или дочь. Помогите организовать ребенку общение, создайте соответствующее окружение. Просто отдать его в приличный коллектив, этого мало, пригласите детей домой, познакомьтесь по возможности с их родителями. Очень важно ненавязчиво создать для ребенка приемлемый для него круг общения (лучше пока он еще маленький). Познакомьте его, скажем, с детьми ваших одноклассников, друзей, запишите в какой-либо кружок, секцию, словом, туда, где люди объединены схожими интересами и доброжелательно относятся друг к другу.

Детская дружба начинается с улыбки, однако многое еще будет зависеть от того, в какой степени ребенок общителен, сможет ли он не стесняясь, смело начать первым разговор.

Ребенок, который не может находиться в одиночестве подолгу и играть один, не знает проблем с общением, он легко заводит новые знакомства. Ему постоянно нужен коллектив. Другой же, наоборот, комфортней себя чувствует, когда находится один в комнате или в углу детской площадки, и исподлобья наблюдает за остальными детьми. Один ребенок чувствует себя счастливым среди большого числа друзей, а другому достаточно иметь одного друга. Если ребенок имеет в коллективе хотя бы одну взаимную привязанность, он уже становиться более уверенным в себе и может вполне комфортно в нем сосуществовать, чем тот, к которому тянутся многие, кроме тех, кто нравиться ему. В независимости от возраста друг для ребенка является тем человеком, с которым интересно, кто будет тебя поддерживать, это чувство, что ты кому-то интересен, ты не один. Взрослея, ребенок, конечно, будет относиться к дружбе более серьезно и глубоко.

Умение знакомиться является первым шагом для формирования детской дружбы. В любом воспитательном процессе принимают участие взрослые, поэтому только при помощи родителей ребенок сможет овладеть новым умением. Нравоучительная беседа в данном случае не поможет. С помощью ролевых игр вы можете ненавязчиво влиться в игровой процесс и научить своего малыша, скажем, правильно знакомиться. Вы поможете ребенку научиться себя вести в коллективе, быть миролюбивым и дружелюбным. От того, как у него будут складываться отношения в коллективе, будет зависеть его психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие. В дружбе личностные особенности каждого человека очень важны.

Психологи очень условно выделяют несколько возрастов, когда у детей в дружбе заметно доминирование тех или иных мотивов и факторов. Границы возрастных групп, конечно, не точные и размазанные, ведь каждый ребенок отличается от другого своим психоэмоциональным развитием, кто-то взрослеет чуть позже, кто-то – раньше.

  1. Дети, которым нет 3 лет. Родители должны знать, что ребенок до трех лет не умеет самостоятельно играть вместе с другими детьми. Да, ему нравятся дети, которые находятся рядом, он с интересом их рассматривает, трогает, играет рядом. Но не вместе, а рядом. И только взрослый, приложив определенные усилия, может организовать ненадолго совместную игру в догонялки или в мячик.
  2. Ребенок не ощущает большой потребности в контакте с ровесниками. В другом малыше он видит скорее «конкурента», а не партнера. Хотя на начальном уровне контакты уже начинают возникать. Иногда просматриваются начальные основы сострадания, сопереживания. Но, в первую очередь на том уровне крайнего проявления эгоизма, который характерен для детей этого возраста. Скажем, чтобы утешить горюющего взрослого или плачущего малыша, сострадающий ребенок может взять предложить ему поиграть со своей любимой игрушкой.
  3. Дети дошкольного возраста (3 – 7 лет). В этот период начинаются настоящие отношения. Намного быстрее и легче завязать их в коллективе. А вот четырехлетних детей тянет друг к другу именно с целью поиграть вместе. Правда сама игра обычно недолго длится, так как быстро возникают ссоры из-за игрушек. Взрослому вместо разбирательств, кто из детей виноват, правильней будет вмешаться в игру и направить ее в позитивную сторону. Нравоучения и крики, силовые методы не помогут разрешить межличностные детские конфликты. В результате вы станете пытаться изолировать ребенка от коллектива, и он снова останется один и разочаруется в дружбе.
  4. Младшие дошкольники могут назвать другом уже того, кто делает для них что-нибудь хорошее – угощает конфетами, дает поиграть в свои игрушки. Настоящими друзьями часто становятся те, чьи совместные игры предопределены – дети посещают один и тот же детский сад, одинаковую спортивную секцию, рядом живут и часто выходят гулять в один двор.
  5. Возраст 7 -10 лет. Дети уже готовы обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы, они могут проанализировать поступки взрослых и сверстников, что-то принять, что-то отвергнуть. Они, как правило, ищут друзей среди детей по интересам. Ребята не только вместе играют, они посещают один и тот же кружок, рассказывают друг другу интересные новости, где-то соревнуются в достижениях. Ребенок этого возраста на многие вещи еще смотрит сквозь призму собственного Я, и это нормально. Поэтому выбор друзей происходит исходя из «эгоцентрических» мотивов. Ребенок больше тянется к тому, кто к нему хорошо относится, он выбирает «доброжелательные отношения»
  6. дети 10-12 лет. В первую очередь они обращают внимание на личность друга. Ребенок кроме отношения друга лично к нему начинает оценивать и его отношения с другими: одноклассниками, знакомыми взрослыми. Оценивает его черты характера, личностные качества. На первое место выходит способность друга делиться сокровенным, способность сопереживать, честные отношения, не скрывающие намерений друг друга. Мир подростка идеалистичен, он очень раним, болезненно чувствует нечестность, любую фальшь, предательство.
  7. Старше 12 лет. Подросток - старшеклассник, как правило, у него уже есть один или два «лучших» друга – среди одноклассников или в кружке по интересам, который он долгое время посещает. Как правило, он понимает, что одного друга, даже если он самый лучший на свете, мало для нормального общения, и он заводит знакомства иного, приятельского круга. И не мешает своему лучшему другу поступать также. Вместо «ревнивого» отношения к лучшему другу, появляется более лояльное и осмысленное партнерство.

Эти описанные особенности в общих чертах помогают охарактеризовать возникновение замечательного и сложного чувства – дружбы. В жизни все намного сложнее, все зависит от личности самого ребенка.

Никогда не унижайте ребенка, приводя его насильно в какую-то компанию детей и командуя, чтобы те взяли вашего малыша с собой поиграть. Этим вы навязываете другим общество своего ребенком. Дети, не откажут, скорее всего, вашей просьбе, но неизвестно, как они при этом станут относиться к навязанному им взрослым товарищу.

Долг родителей - выяснить особенности своего малыша, помочь ему разобраться, в чем смысл настоящей дружбы, научить ребенка самому отличать искреннюю дружбу и потребительское общение. Лучше всего способность к дружбе воспитывать на личном примере.

Марина

=Материал опубликован 14.04.2013