Комментировать

Основные принципы введения прикорма

Здравствуйте Ирина Сергеевна! Моей дочери скоро 6 мес., мы на ГМ, и скоро нам предстоит вводить прикорм. Посоветуйте современную подробную схему введения прикорма, примерное ежедневное меню для малыша. Информации на эту тему очень много и зачастую она противоречива. Помогите, пожалуйста, разобраться в этом вопросе, заранее спасибо! (Юлия)

Ответ:
Вопрос о прикорме один из тех, которые рассматриваются на очной консультации. Вопрос этот достаточно обширный, и требует передачи не только теории, но и практики, что невозможно заочно, кроме того, рекомендации должны составляться с учётом ваших личных особенностей, а заочно это невозможно.
Но вопросов о прикорме очень много, и действительно информация в интернете очень противоречивая, поэтому я написала общие рекомендации.
Приведённые рекомендации составлены для здоровых доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании, организованном естественным образом.
Начинать знакомство малыша с новой пищей рекомендуется только после появления у малыша интереса к ней.
Точный выбор времени готовности ребёнка к началу введения новой пищи разнится от одного ребёнка к другому. Ориентировочно этот момент наступает к 6 месяцам, но не раньше 5,5 мес.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.
Основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Основные принципы введения прикорма при естественном вскармливании:

  1. Прокормив ребёнка только грудью до 6 месяцев, начинайте знакомить его со вкусом другой пищи. При этом продолжайте кормить малыша грудью по требованию. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди. Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Ваше молоко помогает переваривать малышу попробованную им пищу (при условии, что вы ели одну и ту же пищу).
  2. Отвечайте на сигналы голода, которые подаёт ребёнок, и будьте внимательной к его способностям. Помогите и подержите его. Никогда не используйте силу. Вводите прикорм медленно и терпеливо, экспериментируйте с различными продуктами и их комбинациями, вкусами, консистенцией. Старайтесь, чтобы ребёнок не отвлекался и не отвлекайтесь сами. Смотрите малышу в глаза, улыбайтесь ему, хвалите - сделайте приём пищи временем обучения и любви.
  3. Мойте ваши руки и руки вашего ребёнка перед приёмом пищи. Идеально было бы давать только что приготовленную пищу. Готовьте и храните пищевые продукты безопасно.
  4. Так как ребёнок будет есть практически то же, что и вы старайтесь потреблять здоровую и полезную пищу, по возможности натуральную, без консервантов и красителей. Старайтесь также, чтобы пища была разнообразной – так ребёнок сможет получить достаточно витаминов и минеральных веществ. С 6 месяцев детям особенно необходима пища богатая железом и цинком.
  5. Еду для малыша не надо измельчать. Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку с широким верхом на донышко.
  6. Ребенок может за один раз попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз одного продукта, количество продуктов может быть от 3-5.( Это не касается детей, страдающих какими-либо аллергическими реакциями.)
  7. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)
  8. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.
  9. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше. Увеличивается и количество предложений пищи.
  10. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.
  11. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.
  12. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.
  13. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо вывести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывали, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт, и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не “расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом.

Данные рекомендации являются общими, на консультации даются рекомендации, с учётом ваших личных особенностей. Кроме того, большое внимание уделяется воспитательной организации введения прикорма и поведения малыша за столом.

В завершение хотелось бы ещё назвать продукты, которых нужно избегать:

  • Все продукты, содержащие консерванты, и другие вредные добавки: колбасы, сосиски, молоко, длительность хранения которого больше 14 дней, майонез, покупные йогурты и т.д. смотрите этикетки;
  • Острые, солёные, маринованные продукты;
  • Консервы;
  • Закуски типа чипсов и крекеров;
  • Шипучие напитки;
  • Трудно перевариваемые продукты: грибы, бобовые и т.д.;
  • Кондитерские изделия и сладости – конфеты, шоколад, сгущёнка.

С уважением, Коленченко Ирина

Темы медицинских консультаций: 
Темы консультаций по грудному вскармливанию: