Комментировать

Немного о логопедии

Почитала на форуме тему "Отклонения речевого развития" http://www.detkino.ru/phpbb/viewtopic.php?f=25&t=372 и поняла, что многие специалисты, как и в любой другой сфере не растолковывают родителям то, что они в общем то обязаны объяснить, а именно, что лечить, как и почему вообще это что-то возникло. Каждый случай индивидуален, поэтому я бы хотела рассказать несколько слов о понятиях, терминах и схеме обследования.

Давайте по порядку.

Существует несколько видов нарушений речи, такие как дислалия, дизартирия, заикание, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия и т.д.,которые делятся на виды, степени, тяжести. Именно они влекут за собой те самые пресловутые задержки или недоразвития: ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общего недоразвитие речи), ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) и т.д.

Нарушения речи могут возникать либо на почве поражения каких-либо отделов головного мозга т.е. органические (такие как, дизартирия, алалия, афазия), либо при физическом недоразвитие или неправильном развитии органов, участвующих в образовании непосредственно речи (это ринолалия, дислалия и др.)

Для того, чтобы специалисту (в данном случае я веду речь о логопедах), определить речевое нарушение или другими словами сделать заключение, необходимо провести логопедическое обследование, поговорить с мамой для сбора информации о ребенке (анамнез) и отправить к невропатологу, который либо подтвердит, либо опровергнет логопедическое заключения. Логопед не имеет права ставить диагнозы, потому как это должен делать именно врач, а логопед это все же, в первую очередь, педагог.

Теперь об обследовании логопедическом. Как правило, его специалисты проводят с большим количеством игрушек, картинок и, конечно же, в виде игры. Мама может и не понять что идет обследование, ей будет казаться, что логопед просто мило беседует с ее малышом, предлагает ему поиграть для налаживания контакта. обследование очень важная и необходимая часть работы специалиста, т.к. благодаря ему он должен будет выстроить план работы с ребенком учитывая его возможности, интересы и, конечно же, результат. во время обследования мама может находится в одной комнате с ребенком и специалистом. В этом случае не торопите ребенка, не помогайте ему, не одергивайте по поводу внешнего вида или поведения. Пусть малыш выполнит сам только то, что ему по силам, а опытный и толковый логопед ему в этом только поможет. И помните, обследование это не экзамен, который необходимо сдать на отлично, оно всего лишь должно выявить способности ребенка в нормальной ситуации, а не при экстремальном напряжении сил.

Далее, следует разговор с родителем ребенка, из которого логопед сможет почерпнуть остаток информации необходимый для логопедического заключения. К нему надо подготовиться мамочке. Вспомнить (а если вы записывали, вели документацию, делали выписки и копии из мед карт вообще замечательно) все важные моменты в жизни малыша начиная с его зачатия по настоящее время, включая заболевания, травмы, лекарства принимаемые ребенком и мамой во время беременности, процесс родов, речевое развитие в младенчестве и т.д.

После всего этого, логопед сделает логопедическое заключение, которое как я уже писала выше подтвердит или опровергнет врач.

Например: задержка речевого развития, обусловленная корковой дизартрией III степени легкой формой. Ну, и обязательным пунктом, логопед должен разъяснить родителю по какой причине могло возникнуть такое нарушение, что оно собой представляет и, конечно же, его прогноз.

В следующий раз напишу (на выбор желающих): подборку артикуляционной гимнастики для определенных звуков, о конкретном речевом нарушении (причина, проявления, прогноз)или о признаках наличия речевых нарушений у детей в раннем возрасте (младенчество).

ANNA

Затронутые темы : 
Консультации: