Комментировать

Ух уж этот горшок…

Здравствуйте, Виорика.
Честно сказать, очень трудно ответить Вам на ваш вопрос, не зная подробностей: что и как. Попытаюсь…

На мой взгляд, надо, прежде всего, разобраться, почему ребенок «наотрез отказывается садиться на горшок», хотя за «маленьким» ходит без проблем? Я правильно поняла?
Он уже взрослый мальчик и способен объяснить, почему он не хочет этого делать на горшке, а «делает свои дела в штанишки».

Причин может быть огромное множество, начиная с физиологических: запоры, трещины заднего прохода, и как следствие, болевые ощущения, которых ребенок пытается избежать, оттягивая этот момент. Но наполненный кишечник, рано или поздно все равно освобождается, порой в самый неподходящий момент. К физиологическим причинам можно отнести фактор зрелости нервной системы ребенка. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями.
Возраст ребенка, оптимальный для выработки навыков пользования горшком (туалетом), большинством специалистов указывается 12-18 месяцев. Но нельзя всех детей под одну гребенку, у некоторых детей освоение этих навыков происходит к 3 годам, а, то и позже.

Японцы провели исследование для выяснения оптимального возраста для перехода от памперса к горшку. Наблюдая две группы семей с маленькими детьми: в одной группе пользовались памперсами, а в другой – марлевыми подгузниками. Результат был парадоксальным: отказ от подгузников произошел в одно и то же время в обеих группах – примерно в 27 месяцев. Это на 6 месяцев больше, чем 20 лет назад. Таким образом, мы видим смещение возрастных границ перехода от подгузников к горшку. Так что, Вы лишь ненамного отклонились от принятой на сегодняшний день нормы.

Конечно, трудно согласиться с такими нормами, и как здорово было бы, с года приучить малыша к горшку и не знать проблем «мокрых», а тем более «грязных» штанишек.

Но это дело не простое… Не случайно, с проблемой приучения ребенка к горшку сталкиваются почти каждый родитель. До сих пор все педагоги, врачи и психологи не могут дать однозначного ответа – как это сделать наилучшим образом. Все сугубо индивидуально.

Ясно одно, что придется вооружиться терпением и настойчивостью, и одновременно быть очень мягким, внимательным и гибким.

Но не только физиология повинна в трудностях обучения. Немало и психологических причин. Так, чрезмерная настойчивость родителей в приучении ребенка к горшку, лишение инициативы и возможности принять решение способствует тому, что ребенок отвечает упрямством и негативизмом (кризис как никак…), и как следствие, это может привести к конфликту и противостоянию. Сильное давление родителей может вызвать у ребенка протестное поведение, выражаемое удерживанием кала (запором). Это язык ребенка, потому как он еще не может напрямую показать, как он злится или обижен. Такие дела... А запор вызывает болевые ощущения, а потому отказ от горшка, стремление избежать этой процедуры и т.д. и т.п. Круг замыкается, и решение проблемы откладывается…

Психоанализ предлагает нам такое объяснение отказа ходить на горшок «по-большому»: маленький ребенок воспринимает испражнения как часть своего тела и относится к ним с большим почтением. И не случайно. Вспомните, как радуется мама «стулу» малютки, особенно, если случается запор и пучит животик. Это прямо-таки большое семейное событие – «мы пукнули, мы покакали!». Так вот, маленькому ребенку трудно расстаться со своей «какой», не испытывая при это ощущение, что он что-то потерял. «В результате пристального наблюдения за ребенком появляется подозрение, что хоть он теперь и способен контролировать свои сфинктеры, он защищает свое право совершать испражнения тогда, когда ему этого хочется, и что он расценивает продукты своего организма, как нечто, принадлежащее ему» (Анна Фрейд «Лекции по детскому психоанализу»). Выход заключается в объяснении ребенку доступным языком происходящего с ним.

Виорика, Ваша задача найти причину такого поведения, а выяснив – устранить ее. Возможно, приведенные ниже примеры (ст. Богдановой Наталии «Как приучить ребенка к горшку»), помогут Вам.

Мария, мама трехлетней Ани, начала приучать дочь к горшку примерно в два года. Но в течение нескольких месяцев малышка категорически отказывалась на него садиться. "Все лето мы старались обходиться без памперсов, правда, без особого успеха, у нас то и дело случались маленькие "аварии". Поэтому с приходом осени нам вновь пришлось перейти на памперсы. Через какое-то время я поговорила с дочкой о том, что она уже большая, и что мы вместе отправимся выбирать ей красивые розовые трусики. Анечка была в восторге от нашей покупки и, к моему изумлению, вдруг стала очень чистоплотной".

Когда Илюше, старшему сыну Евгении, исполнился год, мама стала регулярно сажать его на горшок. "Мой малыш не любил быть грязным, я видела, что он испытывает неудобство, если его памперс испачкан. Я стала каждый день, после завтрака сажать его на горшок на 2-3 минуты и постепенно приучила его пользоваться горшком. Я хотела, чтобы определенный ритм и привычки установились как можно раньше. В два года мой малыш стал ходить на горшок самостоятельно".
Боря 2,5 лет сам попросил у своей мамы, Елены, горшок, чтобы пописать. Довольно быстро это стало для малыша привычным "делом". Зато некоторое время он отказывался ходить на горшок «по-большому»: боялся, что вместе с испражнениями туда упадет его «пися». "Я попыталась успокоить его, объяснив, что какать в горшок также безопасно, как и в памперсы, и что все дети, когда подрастают, так делают. Мне не сразу удалось убедить сына, но через какое-то время мои доводы все же подействовали".

Ирина, мама трехлетнего Вани, решила подойти к приучению к горшку, как к игре. Очень скоро вся семья играла в игру "как сходить на горшок". "Первые успехи малыша мы отметили семейным праздником, поздравили его, рассказали о его достижениях дедушке и бабушке, он был очень горд собой. Мы всегда старались делать так, чтобы в игре не было принуждения, и не возникло эмоциональной зависимости. Когда же случались маленькие "аварии", мы не драматизировали ситуацию, а говорили ему, что это нормально".

Ольга, мама троих дочерей, 9, 7 и 3,5 лет, приучала девочек к горшку одним и тем же, проверенным, способом: летом, во время каникул, они ходили без памперсов и регулярно сидели на горшке. "Каждое утро после завтрака я сажала их на горшок, и мы, иногда целый час, ждали результата. Эта тактика сработала с двумя старшими дочерьми, но с младшей все получилось иначе. Она стала удерживать кал в себе, у нее начались запоры, ей стало больно ходить по-большому. Когда я стала проявлять в этом вопросе больше мягкости и гибкости, она постепенно расслабилась, но иногда все еще случаются затруднения".

Хочется пожелать Вам терпения в столь нелегком деле. Будет трудно, обращайтесь лично. Успехов Вам, Виорика!

С уважением, Елена Александровна Коркишко
Консультации: