Комментировать

Пирамидальная недостаточность, гиперактивность

Здравствуйте, Лилия! Спасибо за вопрос! Скажите, пожалуйста, когда именно вашему ребенку поставили диагноз? Когда вы заметили, так сказать, "тревожные" изменения у девочки? Когда вы стали обращаться к специалистам? И какие меры, возможно, уже Вами были предприняты?
Но для начала, давайте разберемся, что такое пирамидальная недостаточность. Этот термин используется в тех случаях, когда двигательные нарушения связаны с первым нейроном двигательной цепи.

Поскольку (простите за медицинский язык) он начинается в двигательной зоне коры и продолжается аж до передних рогов соответствующего сегмента спинного мозга, то уровень поражения и его характер может быть любым - и в коре, и на уровне ствола, и на уровне проводящих путей в спинном мозге. Поэтому диагноз "пирамидальная недостаточность" не полный: должен быть указан уровень поражения, но врач за короткое время приема, возможно, не всегда успевает прописывать. (А от уровня поражения определяется и лечение) И если невролог (или опытный педиатр) уверен, что симптоматика минимальна и не вылезет серьезная проблема, возможно симптоматическое лечение.

Клинически в общем это проявляется небольшим гипертонусом конечностей, высокими сухожильными рефлексами и патологическими пирамидными знаками. Поэтому гиперактивность является скорее сопровождающим симптомом, как следствие повышенной активности коры головного мозга.

Рекомендации:

  1. Я бы рекомендовала еще раз обратиться к опытному педиатру или др. специалисту типа невролога, невропатолога: разные специалисты помогут составить Вам полную более объективную картину развития вашей девочки, уточнить или пересмотреть выбранную схему неврологического лечения. Подчеркну, что важно все же начать лечение медикаментозное (только важно уточнить его схему), поскольку тогда ребенку будет легче воспринимать все то, что поможет ей развиваться дальше, что поможет ей скорректировать поведение, да и чувствовать она будет себя просто физиологически лучше.
  2. Обязательно обратиться к опытному психологу или дефектологу, совместно с которым Вы найдете наиболее подходящие средства для развития девочки (в игре, поведении, воспитании) именно в данной ситуации. Я бы Вам порекомендовала обратиться в Реабилитационный Центр для детей и подростков "Добрый волшебник", где есть хороший опытный невролог, дефектолог, где будет возможность осуществлять массаж и физиолечение. (Адрес: Бажова, 42)
  3. На данный момент в ваших силах:
  • делать массаж общий расслабляющий (поглаживания успокаивающие и ритмичные), и массаж икроножных мышц с элементами пассивной гимнастики (проконсультируйтесь по этому вопросу у вашего педиатра). Пусть не подолгу, но несколько раз в день.
  • важно выяснить, как девочка ходит? Я так поняла, что процесс хождения только налаживается? Если, да, то в описанной Вами ситуации специалисты не рекомендуют детей "раньше времени" ставить на ноги, подгонять, торопить. Рекомендуют ходьбу в теплой воде ("невесомость" и расслабляющий эффект теплой воды формируют правильное положение ног при опоре), всевозможные тепловые процедуры и пр. Желательно использование обуви с жесткой подошвой. Но еще раз подчеркну, все это должно быть согласовано с неврологом и ортопедом совместно!
  • помочь преодолеть ту активность, которая органически предопределена, которая мешает девочке развиваться и просто жить.

Мне сложно в он-лайн формате описать, но я попытаюсь. Обычно гиперактивные дети - это дети, активность поведения которых настолько повышена, что им сложно сконцентрироваться даже в игровой деятельности, сложно воспринимать речь взрослого, сложно запоминать что-то.

Учитывая, что Ваша девочка только-только развивается, и в двухлетнем возрасте в принципе все психические функции (внимание, память, мышление) на стадии формирования. Поэтому главная задача здесь для Вас - стать ее внешним средством внимания, задать определенный ритм ее активности.

Например, важно ввести определенные "правила", "игровые условия", задать режим, который станет внешним контролем поведения для девочки, некоторым ориентиром.

(Допустим, Утро - массаж с песенкой или приговорочкой, обед - двигательное упражнение, игровая гимнастика на 1-2 минуты, вечер - расслабляющий массаж с короткой колыбельной и т.д.) И еще, важно все делать с ней совместно (двигательно и словесно), даже если, она, как вам кажется, не слышит вас. Практика показывает, что гиперактивные дети все же умеют воспринимать информацию даже если в этот момент "висят головой вниз": их пластичный мозг, подкорковые структуры так или иначе все считывают и информация откладывается.

Также внешним контролем внимания может быть календарь с картинками, который должен висеть на уровне глаз ребенка (для начала можно на день, потом на неделю). Т.е. обрисуйте те режимные события, которые вы выполняете в течение дня: выполнили, подошли, посмотрели на календарь, шуточно отметили. Важно, чтобы любой процесс был вписан в деятельность ребенка, в ее активность и ее игру. Иначе любое давление (подавление) может вызвать протест, бурную эмоциональную реакцию, повлияв тем самым и проявление симптомов.

  • Повышенная плаксивость, слезы, ночные страхи - это все как раз признаки повышенной возбудимости, повышенной активности коры головного мозга. Я думаю, что эти проявления пройдут/уменьшатся, как только вы начнете принимать лечение. Но важно, чтобы в эти моменты Вы особенно были рядом.
  • Лилия, я желаю Вам и вашей девочке здоровья и удачи! У Вас все получится! Если будет нужна помощь, Вы всегда можете обратиться ко мне.

    С уважением, психолог Баянова Мария.

    Консультации: 
    Темы психологических консультаций: