Комментировать

Детский аутизм

Здравствуйте, Анна!

  1. Чувствуется, как Вы остро переживаете эту ситуацию, которая словно «обухом по голове» вырвала Вас из вашей реальности. В любом случае, с этим состоянием имеет смысл обратиться к психологу, потому что, кто бы прав не оказался, ребенку нужна сильная и внутренне наполненная мама.
  2. По поводу диагноза психоневролога, я так чувствую, Вас возмущает та некорректность, даже грубость, с которой информация была преподнесена. И Вас можно понять. Однако все же проверить предположения (пусть и некорректно высказанные) стоит. Вы сами понимаете, чем раньше Вы для себя все уточните, тем будет лучше для Вас самой и вашей девочки.
    Аутизм как заболевание непростое даже для понимания. Не ошибусь, если скажу, что в Сургуте детками с аутизмом практически не занимаются. Специалистов не так много, как хотелось бы. Поэтому могу порекомендовать лишь одного, но профессионального специалиста - дефектолога Реабилитационного Центра «Добрый волшебник» Ярец Наталья Юрьевна тел. раб. 8 (3462) 34-03-27. Она уже много лет специализируется в основном, на формах детского аутизма.
  3. 3. Чувствуется в вашем состоянии вопросы «Почему у нее так?» «В чем причина?», «Когда это могло появиться?» ищете причины в себе, появляется чувство вины. Отсюда как-то горько и обидно за все, что происходит сейчас с Вами. Не стоит спешить обвинять себя или близких, ситуацию, давайте посмотрим, какие признаки детского аутизма бывают вообще. Наверняка, это будет полезно и другим родителям.

Признаки аутизма:

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000. Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1.

Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными.
При постановке диагноза специалисты опираются на 3 категории признаков.

- недостаток социального взаимодействия

Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, «скорлупе». Может создаться впечатление, что он не замечает окружающих людей. Характерно отсутствие глазного контакта, ребенок смотрит как будто сквозь, мимо человека, его взгляд плывущий, отрешенный, в то же время может производить впечатление очень умного, осмысленного. Часто избегает телесный контакт, не тянется на руки, вял, пассивен.

Попытки «проникнуть» в его мир, вовлечь в контакт приводят к вспышке тревоги, агрессивным и самоагрессивным.
К другим детям отношение также необычное. Часто ребенок их просто не замечает, относится как к мебели, может их рассматривать, трогать, словно неживой предмет. Иногда ему нравится играть рядом с другими детьми, смотреть, что они делают, что пишут в тетради, во что играют, при этом больший интерес вызывают не дети, а то, чем они занимаются.

В совместной игре ребенок не участвует, он не может усвоить правил игры. Иногда есть стремление к общению с детьми, даже восторг при их виде с бурными проявлениями чувств, которых дети не понимают и даже побаиваются, т.к. объятия могут быть удушающими и ребенок, «любя», может причиняться боль. Привлекает внимание ребенок к себе часто необычными способами, например, толкнув или ударив другого. Иногда он боится детей и при их приближении с криком убегает. Понимание эмоционального состояния другого человека для ребенка часто недоступно, поэтому ребенок может смеяться, если мама плачет, хотя нередко родители отмечают, что ребенок очень чувствителен к их настроению, проявляет сочувствие.

- недостаток взаимной коммуникации.

Имеется в виду отсутствие или выраженная недостаточность коммуникативной функции. Ребенок при сохранности интеллекта способен понимать обращенную к нему речь, но отвечать, «передавать информацию» он не может, к диалогу не способен, поэтому вырабатывается свой «птичий» понятный только ему язык.

Долгое время ребенок не использует местоимение «Я», а говорит о себе во 2-м или 3-м лице, буквально повторяя фразы, с которыми к нему обращались раньше: «Идешь домой», «Садись».

Для ребенка трудным бывает овладение словом «да», вместо которого он часто повторяет обращенный к нему вопрос. Часто может создаться впечатление, что ребенок хорошо владеет речью, поскольку, благодаря великолепной памяти, он может запоминать длинные предложения, стихи, целые страницы из книг и затем их точно воспроизводить. Словарь может быть большим, но слова часто не связывается между собой. Возможно и словотворчество – придумывание своих названий предметам или особенное использование слов, например, ребенок может называть цвета по-своему: красный цвет – фруктовый, яблочный; синий – как небо.

- стереотипные формы поведения

Ребенок испытывает большую потребность в сохранении его мира, его «скорлупы», поэтому любое изменение вызывает страх, панику. (Перестановка мебели, изменение привычного маршрута и т. д.) Вместе с этим ребенку свойственно вносить большое количество ритуалов, которые нужно неукоснительно выполнять. Нарушение ритуала вызывает реакцию, которая, как правило, выражается в повышенных двигательных и речевых стереотипиях (частое и ритмичное повторение, нередко в течение всего дня, определенных движений, нередко приносящих ребенку заметное удовлетворение, успокоение). Это могут быть раскачивания, верчение головой, движения пальцами перед глазами, взмахи руками, потряхивания кистями, кружение, бег по кругу, постукивания, похлопывания и др.

В игровой деятельности также имеется склонность к стереотипии. В младенчестве ребенок бывает заворожен созерцанием ярких предметов, их движением, постоянно вызывает однотипные зрительные ощущения. Надолго задерживается этап манипулятивной, стереотипной игры, зачастую неигровыми предметами: крышками, кастрюлями, обувью, инструментами. Особое пристрастие имеется к играм с неструктурированным материалом: дети бесконечно переливают воду, пересыпают песок. Сюжетная игра не развивается. Дети могут часами выстраивать книги, кубики, машинки другие предметы в линию, распределять их по форме, цвету, размеру. Собирают и разбирают башни, пазлы и если что-то не получается, очень нервничают, возбуждаются, стремятся все восстановить.

У детей с аутизмом довольно часто имеются и другие особенности, например, страхи. Характерны страхи громких звуков, шума электробытовых приборов, животных, больших машин. Возможна другая крайность – отсутствие всяких страхов: ребенок совсем не боится темноты, высоты – может ходить по краю стола. Все это как раз связано с тем, что нарушена эмоциональная сторона общения, взаимодействия с миром, людьми. Ведь страх – это тоже эмоция, которая возникает тогда, когда грозит опасность или что-то неприятное.

Перспективы людей, имеющих ранний детский аутизм

Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они могут не выглядеть детьми, имеющими тяжелые нарушения. Ребенок может лучше воспринимать обращенную речь и устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется.

У некоторых детей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периодов жизни. Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и функционируют значительно лучше по сравнению с ранними годами жизни. Относительно большая группа людей с аутизмом проходит через подростковый период с небольшими трудностями и без каких-либо особых достижений в социальной сфере. Но у 40% людей именно в подростковом возрасте наблюдается ухудшение состояния, нарастание симптоматики, иногда отмечается регресс до уровня социального развития дошкольного возраста с замкнутостью, отвержением других людей. Возможно небольшое усиление гиперактивности, самоагрессии, стереотипности движений.

Ко взрослому возрасту формируются своеобразные модели поведения и взаимодействия. У одних возможно преобладание замкнутости, избегания контактов с другими людьми. Другие, напротив, стремятся к контакту, но делают это особым образом, например, стараются привлечь к себе внимание совершенно неприемлемыми способами, их активное обращение часто не понимается. Третьи пассивно принимают общество других людей, однако в случае перемены распорядка их жизни, необходимости увеличения социальной активности возможен возврат к симптомам аутизма.

Прогноз зависит от тяжести собственно аутистических проявлений, наличия или отсутствия выраженных органических поражений, темпа развития интеллекта и речи и времени начала лечения.

Известно, что раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает прогноз.

Важно добавить, что степень проявления аутизма бывает различной. Выделяют 4 степени (группы) проявлений.
И подробно об этом можно прочитать на сайте http://www.autist26.ru/autism/ или у таких авторов как С.Морозова, Ф.Аппе и др.
В завершении скажу, Анна, сейчас много эмоций бушует внутри…не дайте им «закрыться» от ситуации, от реальности. Раз ситуация случилась в Вашей жизни, значит, для чего-то, значит надо в ней разобраться…ьВедь известно, что все дается нам по нашим силам и возможностям.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Консультации: