Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет

Сургут • Разделы    → Игры, игрушки, поделки

После пяти лет интересы и возможности ребенка существенно меняются. В жизнь старшего дошкольника уверенно входят правила и соответственно наступает время игр с правилами – подвижных и настольных. Около пяти лет появляется устойчивый интерес к изготовлению различных поделок. Ребенок стремится стать более ловким, сильным, умелым. Все эти ростки новых качеств нуждаются в специальных играх и материалах.

Елена Абдулаева
Педагог-психолог высшей категории, методист учебно-методического Центра игры и игрушки
Московского государственного психолого-педагогического университета

Настольные игры

После пяти лет диапазон интересных и полезных игр расширяется. Это уже не только сюжетные игры, но и игры с правилами – настольные и подвижные. В более младшем возрасте дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш.

Пожалуй, первые настольные игры – это пазлы. Здесь сам материал указывает правила, направляет и поправляет. Для 5–6 лет лучше выбирать цельнофигурные пазлы, где фигурки живых существ целые, а не составлены из отдельных фрагментов. Изображения растений, механизмов, деталей пейзажа могут быть разрезными. Ведь у вашего малыша именно в этом возрасте оформляется картина мира, понимание живого и неживого в природе. Существенным является восприятие живого как единого и неделимого, в противоположность неживому и механическому.

Пазлы бывают картонные и деревянные. И с теми и с другими можно разыгрывать самые разные сюжеты. Очень интересны деревянные пазлы на тему сказок – «Гуси-лебеди», «Репка», «Теремок» и т.п. Способ составления композиции не так уж прост – объемные фигурки требуют точности и тщательности движений. Фигурки устойчивы, и с героями можно играть.

Традиционная игра с правилами, которая очень полезна для пятилетних детей, – лото. Вариантов лото не счесть. Иной раз бывает трудно разобраться, насколько грамотно подобрано содержание предметов и их сочетание на картинках лото. Но вполне по силам оценить художественность и достоверность рисунков. Обратите внимание, чтобы картинки были не карикатурными и, конечно, узнаваемыми.

Игра «Мемори» – это тоже своего рода лото. Все карточки на игровом поле выложены рядами картинками вниз. От игроков требуется, открывая карточки попарно, «угадывать» пары одинаковых изображений. Получилась пара – игрок берет ее себе и открывает следующие две карточки. Если нет, то карточки остаются лежать на своих местах изображениями вниз и ход переходит к следующему игроку. Кто набрал большее количество пар, тот и выиграл. В эту игру дети смогут играть после 6 лет, так как она требует выдержки, зрительной и пространственной памяти.

Домино может быть не только с изображением чисел в виде точек от 0 до 6, но и в виде картинок, что лучше для детей этого возраста.

Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые и придают игре смысл и азарт. Например, игра «Змеи и лестницы». Если фишка пришла на точку к основанию лестницы, по ней можно подняться вверх, т.е. перебраться на несколько шагов вперед. А уж если фишка оказалась на точке, где подстерегает змеиная голова, то ничего не поделаешь – быть игроку съеденным, т.е. фишка отбрасывается назад. Для дошкольников выбирайте понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

В продаже можно найти множество народных игр с большими развивающими возможностями. Среди них «Занятная шкатулка», «Бирюльки», «Пизанские башенки» и т.д. Многие из них подойдут для детей от 5 лет и старше, а большинство могут быть интересны и для школьников, и для взрослых членов семьи.

Наиболее проста и интересна дошкольникам и младшим школьникам игра «Чудесный мешочек». Каждый из игроков по очереди достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, на ощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек и ход делает следующий участник. Побеждает тот, кто набрал большее число парных фигурок.

В числе «заковыристых» игр такая на первый взгляд простая игра «Куча мала». Она развивает координацию и целенаправленность движений, моторику руки и выдержку. Шайбы делятся поровну между игроками. На неустойчивую полусферу игроки по очереди выкладывают разновеликие деревянные шайбочки так аккуратно, чтобы ни один предмет не упал. Игрок, который на своем ходу что-то уронил, забирает все упавшие шайбочки себе. Выигрывает тот, у кого осталось меньше шайб.

Шахматы, конечно, тоже можно освоить в 5 лет, но в таком возрасте это будет просто передвижение фигур. А задача этой замечательной игры не сводится к соблюдению правил передвижения фигур, она предполагает системное стратегическое мышление игроков и одновременное удержание многих вариантов развития партии. Мышление дошкольника еще весьма конкретно, оно не достигло нужной для этого способности представления и абстрагирования от сиюминутных действий. Поэтому лучше оставить эту игру на школьный возраст. Но просто выучить названия фигур и то, как они ходят, – тоже полезное занятие.

Суть игр с правилами состоит не только в способности усваивать определенные условия и придерживаться их, но и в достаточной зрелости, в понимании условности игры, в способности принимать поражение и не обижаться на свой проигрыш. Поэтому настольные игры для пятилетних детей должны быть ориентированы не на выигрыш, а прежде всего, на интерес к процессу. Состязательность становится актуальной ближе к школьному возрасту, а для многих проявляется только в школе при достаточно созревшей уверенности в себе.

Продуктивная деятельность

Около пяти лет появляется устойчивый интерес к разным видам продуктивной деятельности, т. е. к целенаправленному изготовлению какой-нибудь поделки – картинки, коврика, корзиночки и прочих творений. Ребенок не только хочет создать какое-то законченное произведение, но и может представить желаемый результат и выполнить саму работу. Спонтанные импульсы уже не уводят от начатого дела, проявляется и развивается способность сконцентрироваться и воплотить идею.

Великое множество видов работ становятся в этом возрасте привлекательными для детей. Они могут быть частью игры, а могут существовать отдельно. Чем не настоящее взрослое дело – сшить куклам простую одежду – плащик, накидку и т.п., соткать коврик в кукольный дом или на сиденье автомобиля, сделать из коры или деревянного бруска корабль и слепить для него моряков. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что материалы и труд не затрачиваются впустую, а свобода творчества не сковывается инструкциями. Для дошкольника важно не выполнение чужого замысла, пусть весьма интересного (художника-дизайнера, родителей или воспитателя), а воплощение собственной идеи. И не стоит критиковать ребенка за упрямство, «неэстетичность» и прочие «грехи».

Далеко не все наборы для творчества с надписью «от 5 лет» подходят для ребенка этого возраста – часто они слишком сложны в выполнении, для некоторых (например, наборы «Гравюра») нужно иметь такой уровень мелкой моторики и концентрации, развить который возможно только к 10–12 годам. Дошкольникам для самостоятельной работы можно предложить декорирование прозрачных заготовок для витражей, раскрашивание гипсовых форм, деревянных сборных моделей, которые изготовлены вместе со взрослым. В этом возрасте особую важность приобретает регулярная совместная работа со взрослым, только с помощью которого ребенок может научиться правильно организовывать рабочее место и, конечно, освоить приемы работы с различным материалом. Остановимся более подробно на некоторых видах деятельности, наиболее популярных у детей этого возраста.

Лепка – очень полезное и увлекательное занятие. Дети используют пластилин, глину, мокрый песок, можно также предложить ребенку тесто и размягченный пчелиный воск. Это занятие станет по-новому привлекательно для малыша, обретет новое дыхание и продолжится в игре, если взрослый немного потрудится и разыграет маленькую импровизированную историю. Приготовьте на столе из лоскута ткани и подручных средств простой ландшафт. Персонажами будут те существа или предметы, которые родятся в процессе творчества. Каждый раз, придумывая новые истории, вы сможете придать смысл и обозначить тематику лепки, дать новое направление игре и научить ребенка сочинять и рассказывать.

Живопись и рисование – важнейший путь самовыражения и развития ребенка. В чем же их отличие? Рисование предполагает работу мелками, карандашами, пастелью, фломастерами, а для живописи используются краски. Дети рисуют везде – на бумаге, песке, асфальте, на стенах и полах. Живопись – это тоже своего рода игра. Только здесь характеры и персонажи – это цвета красок на листе (См.статью "Наборы для детского творчества",№10 2006г.).

При выборе материала для рисования обратите внимание на форму, прочность, цвет и упаковку! Дети часто роняют карандаши и мелки – они не должны быть ломкими. Как для домашнего рисования, так и для улицы лучше подбирать специальные мелки повышенной прочности (на упаковке должно быть написано «для асфальта»). В цветовом отношении желательно ориентироваться на естественные оттенки, а не едкие анилиновые, хотя они и более привлекательны для ребенка. Ведь через такие мелочи воспитывается художественный вкус.

Если вы хотите создать ребенку условия для самостоятельного поддержания порядка, то непременно предоставьте ему хорошую, прочную симпатичную емкость для хранения различных мелочей. Не важно, будет это пенал, коробка или футляр. Главное, чтобы малышу было удобно часто пользоваться им.

Для живописи используют акварель и гуашь. Очень хороши акварельные краски в тюбиках. А вот при рисовании готовыми твердыми красками (в ячейках) чаще всего на листе получается грязь. Это происходит оттого, что цветов слишком много и их сочетаемость пока неподвластна ребенку. А ведь так важно, чтобы у малыша было удовлетворение от красивой работы. Гуашь хотя и проще в работе, но не прозрачна и не дает того живописного эффекта, что акварель.

Попробуйте рисовать на мокром листе – краски оживают, движутся, встречаются и рождают новые оттенки! В работе с акварелью ребенок сам всего из трех основных цветов (синий, красный и желтый) прямо на листе получает всю палитру красок. На сырой бумаге характер жидкой акварельной краски проявится в полной мере, создавая необыкновенные по насыщенности и оттенкам цвета.

Приготовьте по два оттенка желтого – золотистый и лимонный, красного – кармин и алый и синего – ультрамарин и берлинская лазурь. Разведите густую краску из тюбика небольшим количеством воды в маленьких баночках.

Вам потребуется также планшет формата А3, на котором будет располагаться специальная бумага для акварели (она не размокает и не скатывается) формата А3 и большие плоские кисти 18–20 мм шириной. Перед работой замочите бумагу на несколько минут в тазу или в ванне с водой и разгладьте на планшете губкой. Теперь приступаем к творчеству! Дайте ребенку регулярно свободно общаться с красками, пусть он сам открывает их возможности. Объяснять ничего не надо, просто обращайте внимание на превращения: «Смотри-ка, желтый с красным встретились и разговаривают, а вот и подружились! И появился оранжевый – его ведь не было у нас, а тут вдруг есть… Откуда? Чудо!»

Ткачество – почти забытое, но необычайно полезное ремесло. Полотно получится только если определенным образом чередовать переплетение нитей. Этот порядок понятен и очевиден для взрослого, но для ребенка первое время довольно трудно его придерживаться. При всей своей «простоте» такая работа помогает на практике понять причинно-следственные и пространственные связи. Пусть вас не пугает образ сложного громоздкого механизма – для начала это работа на простой маленькой (15x20 см) рамке, протягивание и уплотнение нитей с помощью пальцев или толстой иглы. В более старшем возрасте рамка может быть больше – 20x30 см, а протягивать нитки надо будет челноком, уплотнять их специальной ткацкой расческой. Дайте ребенку достаточный выбор ярких ниток большой толщины, помогите освоить логику протягивания и предоставьте самому подбирать цветовые сочетания. Ткацкие станочки и рамочки можно купить в специализированных отделах с товарами для детского художественного творчества и рукоделия.

Развиваем ловкость

Основой здорового развития речи и мышления служит хорошо проработанная общая моторика всего тела и тонкая моторика рук – кистей и пальцев. В движении в наибольшей степени проявляется способность управлять собой. Поэтому пятилетнему ребенку необходимо пространство для подвижных игр и состязаний, самостоятельных упражнений в лазании, прыжках, катании, бросании, качании и пр. И не только на улице, но и дома!

Есть немало игрушек, предназначенных для помещения, которые помогут направить энергию ребенка в конструктивное русло, например, различные мягкие мячи, которые можно использовать для игр даже в квартире.

Моторика рук неразрывно связана с общей телесной координацией и развитием гибкости мышления. Множество игр и игрушек сохранилось с незапамятных времен, и они вовсе не потеряли своей актуальности. Перечислим некоторые из них.

Кольцеброс, или серсо, – это один или несколько стержней, укрепленных на подставке для набрасывания колец. Для того чтобы с расстояния в один или несколько шагов набросить колечко на стержень, движение совершают и корпус, и плечи, и даже ноги.

Игра бильбоке известна во многих странах мира. Есть несколько ее разновидностей – «поймай кольцо на палочку», «поймай шарик в рожок» и «поймай шарик в отверстие». Придется очень постараться, прежде чем это станет получаться! Ведь соотнести размер веревки с движением не так-то просто! Ловкость, глазомер, зрительно-моторная координация и настойчивость – вот что требуется и одновременно развивается в этой игре. Маленькие волчки могут стать предметом состязаний в ловкости пальцев. А игра «Веселые мотальщики» – это состязание в ловкости и скорости рук. На длинный шнур с обоих концов прикреплена палка, посередине шарик – кто быстрее смотает шнур до шарика. «Мотальщиками» могут быть одновременно два или четыре человека.

Очень важно также развитие ловкости ног. Для многих детей передвижение на ходулях слишком сложно, а вот на колодках они шагают ловко и с огромным удовольствием! Колодки – это деревянные чурбачки для ног с длинными веревочными петлями для рук. Они вырабатывают чувство равновесия, развивают координацию движений верхней и нижней части корпуса.

Развитие координации движений рук влево и вправо – это выстраивание связей между правым и левым полушарием головного мозга, координация работы различных видов мышления. Игрушки-дергунчики, например, медведь или клоун-верхолаз, требуют ловкого управления обеими руками попеременно – право-лево-право-лево. Чтобы фигурка взобралась наверх по веревочкам, руки ребенка должны двигаться ритмично, попеременно и согласованно. Не так-то просто почувствовать направление и силу натяжения. Старшие дошкольники с удовольствием состязаются в скорости верхолазов.

«Рыбалка» (удочки и рыбки с магнитами) требует точности движения и даже дыхания. Она может включаться и в сюжетные игры.

Для улицы ребенку 5–6 лет понадобятся самокат, велосипед, скакалка, мячи. Все это будет способствовать развитию координации движений.

Таким образом, в возрасте 5–6 лет ребенку требуется необычайно обширный набор игрушек, игровых материалов и пособий – как никогда до и после.

Примерный комплект материалов для старших дошкольников в дополнение к игрушкам для сюжетных игр:

  • настольные игры, лото, цельнофигурные пазлы;
  • пластилин, мелки, краски;
  • бумага цветная разных видов,ножницы,клей-карандаш;
  • мягкие мячи для помещения, колодки,бильбоке, кольцеброс;
  • для улицы самокат, велосипед, мячи, скакалка, совки и другие принадлежности для песка.

Журнал "Мама и малыш", №08, 2007
http://www.2mm.ru/razvitie/855

=Материал опубликован 31.10.2008